Управление качеством образовательного процесса
Управление школой осуществляется в соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ "Звонаревокутская СОШ» на принципах демократичности, гуманизма, открытости, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности. В основе Управления школой положены принципы единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Образовательного учреждения является директор. Коллегиальными органами управления являются: Общее собрание работников ОУ и Педагогический совет ОУ. Система управления определена основными требованиями:
- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
- адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость;
- использование современных информационных технологий;
-оптимальное привлечение квалифицированных специалистов.
Организационная структура управления строится по линейно-функциональному типу.
Исходя их целей, принципов построения и стратегии развития школы сложилась структура, в которой выделяется 4 уровня управления.
Первый уровень – директор – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для ее развития. На этом уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления: Педагогический совет, Общее собрание работников школы.
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган управления ОУ создается и действует в соответствии с Уставом ОУ и Положением о Педагогическом совете. Решает вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса, принятие образовательных программ, организации и осуществления образовательного процесса в соответствии с Уставом, лицензией, аккредитацией, вопросы по дополнительным мерам социальной поддержки участников образовательного процесса, текущий контроль, вопросы перевода учащихся на следующую ступень обучения, выработке предложений по улучшению работы в целом, принимает локальные акты по основным вопросам организации осуществления образовательной деятельности.
Общее собрание ТК – коллегиальный орган управления, объединяет всех членов трудового коллектива. К его компетенции относятся: участие в разработке и принятии коллективного договора, правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию её работы и развитию материальной базы.
Второй уровень структуры – заместители директора. Главная функция этого уровня – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными ориентирами развития, целями, программой, ожидаемыми результатами.
Третий уровень структуры управления – уровень методических объединений учителей-предметников одной образовательной области. Руководитель МО выбирается из преподавательского состава. МО ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную работу, проводят анализ результатов образовательной деятельности, выдвигают предложения по улучшению процесса образования и воспитания. В школе создан и действует профессиональный союз педагогов и работников.
Четвертый уровень – обучающиеся, родители (или лица, их заменяющие), учителя, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, родительская общественность. Основу их деятельности составляют курирование, помощь, педагогическое руководство, психолого-педагогическое сопровождение.
Проблемы, на решение которых направлена Программа развития
На основе анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая Программа развития:
- Проблема первая – обеспечение роста качества образования. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования исследовательской деятельности, подготовки учащихся к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе ГИА, ЕГЭ и т.д.
- Проблема вторая - медленное внедрение в педагогическую практику новых педагогических технологий (прежде всего, информационно-коммуникативных и проектных). Проблема заключается в том, что часть педагогического коллектива (учителя пенсионного возраста) имеют большой стаж работы, но не всегда способны к восприятию новых технологий, хотя и обеспечивают хороший конечный результат обучения, кроме того молодые кадры, в силу своей некомпетентности, не стремятся применять новые технологии.
- Проблема третья – доступность образования, которая заключается в создании психолого-педагогических условий, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным; в создании условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблема четвертая - необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.
- Проблема пятая - демократизация школьного уклада и использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы, расширение функций различных форм общественного управления школой.
Как показывает анализ проблем, которые в настоящее время необходимо решить школе, необходим целостный подход к их решению.
Обеспечение качества образования:
- повышение разнообразия образовательных и/или учебных программ и формирование (развитие) системы дополнительного образования к общему в контексте образовательной программы ОУ;
- совершенствование условий для исследовательской и проектной работы учащихся;
- расширение участия учащихся в предметных олимпиадах различного уровня;
- использование инновационных методик и программ воспитания учащихся;
- совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся;
- создание системы система мониторинга социализации выпускников ОУ;
- создание системы независимой оценки образовательных результатов учащихся;
- расширение сетевого взаимодействия с учреждениями культуры и науки, ВУЗами;
- участие в детских международных программах (проектах, акциях и др.);
- развитие информационной культуры педагогов и расширение использования ИКТ на уроках;
- организация методического сопровождения работы педагогов по переходу на ФГОС.
Обеспечение качества условий образовательного процесса:
- совершенствование пространственно-предметной и виртуальной образовательной среды ОУ;
- совершенствование материально-технической базы ОУ;
- реализация программ здоровьесбережения учащихся;
- реализация в ОУ спортивно-оздоровительных программ;
- включение ОУ в независимую систему оценки качества образования;
- участие в конкурсах и программах вне сферы образования;
- повышение разнообразия форм участия общественности в управлении ОУ;
- развитие системы государственно-общественного управления ОУ.