Вся информация на сайте размещена в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных"

Современный урок

Современный урок в условиях реализации ФГОС

(Августовский семинар учителей)

 

            Наша школа (МОУ «Звонаревокутская СОШ») является участником регионального инновационного комплекса в образовании. Так как с этого учебного года наша школа в режиме экспериментальной площадки приступает к реализации ФГОС второго поколения, то естественно, что мы (администрация, психолог, учителя начального звена) готовились к этой серьёзной работе.

            Прежде всего, в течение всего года мы занимались изучением всевозможного материала по этой теме. Практически каждый учитель начальных классов в нашей школе имеет необходимую литературу из серии «Стандарты второго поколения», приобрели комплекты итоговых комплексных работ «Мои достижения» для 1 и 2 класса, которые уже использовали в своей работе, выписываем разнообразную методическую литературу.

            29 апреля 2010 года в нашей школе  провели РМО для учителей начальных классов и зам.директоров по УВР Азовского ННМР по теме «Внедрение стандартов нового поколения», на котором мы постарались пока теоретически осветить основные вопросы, касающиеся реализации ФГОС.

            Все учителя начальных классов с 11 по 15 мая 2010 года обучались на семинаре по проблеме «Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования» в объёме 36 часов, который проводился в Азовской гимназии специалистами Института развития образования Омской области, получили об этом соответствующий документ.

            27 - 28 мая 2010 года трое учителей нашей школы (Гросс Н.В., Крайс Н.И., Леншмидт Н.А.) стали участниками межрегиональной научно-практической конференции «Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: стратегии, риски, перспективы», которая проходила в Институте развития образования Омской области.

            Учитель начальных классов Гросс Н.В., которая в этом году будет работать с первоклассниками, посещает консультации при Институте развития образования, вместе с администрацией готовит необходимый материал к началу учебного года (программы, планирование и т.д.).

            Как видите, педагоги нашей школы провели большую работу по подготовке к реализации ФГОС второго поколения.

            Можно сказать, что теоретически мы достаточно подкованы, осталось приступить к практической деятельности. А практическая деятельность в школе – это, прежде всего урок. Поэтому и возникает вопрос – каким должен быть современный урок в условиях реализации ФГОС? Современный урок – урок, который шагает в ногу со временем, решает те цели и задачи, которые отражены в ФГОС.

            Вот теперь можно было бы перечислить все пункты, взятые из ФГОС начального общего образования из первой части «Общие положения», но я не буду зря терять время и тратить ваше внимание на то, что все присутствующие уже, наверное, читали, изучали, и к чему ещё не раз обязательно вернутся в процессе работы.

            Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных.

            Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и самих учащихся.

            Что меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя и ученика). Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования - управлять процессом обучения. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя - в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью. Ученик тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый тип обучения - деятельностный.

            Всё то, о чём я сейчас сказала, в большей степени зависит от учителя, от его работы. Поэтому понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения А.М.Кондакова «стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения».

            В новом стандарте разработчики постарались сформулировать, каким должен быть современный учитель. Во-первых, это профессионал, который:

            - демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

            - инициирует пробные действия учащихся;

            - консультирует, корректирует их действия;

            - ищет способы включить в работу каждого ученика.

            Во-вторых, это воспитатель, который:

            - создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;

            - является «соучастником» событий, третейским судьёй.

            Учитель также оказывает адресную помощь ребёнку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая её преодолевать (позиция педагогической поддержки).

            Кроме того, современный учитель должен быть «ИКТ-компетентен»: владеть основными инструментами пользователя компьютера (текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, база данных); мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ-средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование). (А.М.Кондаков, научный руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования, генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук. Журнал «Начальная школа». № 9, 2009 г., с. 7)

            А теперь хотелось бы рассказать о том, что мы используем в своей работе, и что из нашей работы можно включить в организацию современного урока.

            Все школы нашего района оснащены компьютерным оборудованием, что способствует информатизации образовательного процесса, и никого сейчас этим не удивишь.

            В разделе ФГОС «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов» указывается, что кроме учебно-методических комплектов, наглядных пособий и детских книг в учебном процессе должны присутствовать мультимедийные  (цифровые) образовательные ресурсы».

            Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.

            Становится доступным многим отдельным пользователям (учителям и учащимся).

            Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает урок на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам и т.п.

            Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

            У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

            Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

            Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Его применение:

  • делает уроки интересными;
  • увлекательными;
  • яркими;
  • эмоционально насыщенными;
  • позволяют уйти от рутинной работы;
  • дают возможность индивидуализации образования;
  • повышают мотивацию обучения;
  • позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
  • вступить в диалог с компьютерной программой;
  • легко пользоваться справочным материалом;
  • выполнять небольшие исследования и проекты.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолевать трудности;
  • вносит радость в жизнь ребёнка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

             Мы используем мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний.

            Большую роль в изучении нового материала отводим мультимедийным энциклопедиям. Особенно удачными, на наш взгляд, являются энциклопедии Кирилла и Мефодия.

            В методическом кабинете нашей школы есть медиотека для начальных классов.

            В 2009 году на базе нашей школы учителями начальных классов были проведены два РМО для педагогов Азовского ННМР.

            18 февраля – РМО педагогов работающих в группах кратковременного пребывания. Было проведено открытое занятие по математике воспитателем Пшембаевой Г.Ж., на котором она использовала современные технологии мультимедиа.

            15 апреля – РМО учителей начальных классов по теме «Использование информационных технологий в начальных классах». Наши учителя провели три открытых урока и одно внеклассное мероприятие.

            Использование цифровых образовательных ресурсов является актуальным ответом на требования ФГОС.     

            Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера.

            Говоря о современном уроке, хотелось бы затронуть вопрос здоровьесбережения, чему учителя нашей школы тоже стараются уделять большое внимание.

            Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема. Данные медицинской статистики в России свидетельствуют о том, что в 1 класс приходит только 10 % здоровых детей, а количество здоровых выпускников средней общеобразовательной школы ежегодно составляет не более 2 %. Осознание педагогической общественностью нашей страны необходимости сбережения здоровья учащихся ставит перед начальной школой задачу сохранения и становления здоровья младших школьников в ходе образовательного процесса.

            Можно предложить некоторые пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках традиционного урока.

            Во-первых, важным является комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, создаёт благоприятный социально-психологический климат.

            Во-вторых, необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения.

            В-третьих, объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

            В-четвёртых, включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и     учителя.

            Как средство успешного обучения учителями нашей школы используется интеграция учебного процесса. Подробно останавливаться на этом вопросе у меня уже нет времени, и я думаю, он тоже для всех присутствующих не нов. Хотелось бы только порекомендовать необходимую методическую литературу, которая вам поможет взглянуть на эту тему новым взглядом. Это журнал «Современный урок: начальная школа» № 3, 4.

            Современный урок – это и новые формы оценочной деятельности, что учителями нашей школы изучается и апробируется в работе. Это и проектная деятельность -  еще одна форма как урочной, так и внеурочной деятельности. Это развивающее обучении, в системе которой не признаётся или минимизируется использование репродуктивных методов, а они заменяются эвристическими, исследовательскими, и элементы развивающего обучения должны присутствовать в работе каждого учителя, работающего по любому УМК.

            Я думаю, что следующее РМО учителей начальных классов (а оно было запланировано на конец первой четверти) позволит учителям нашей школы показать вам на практике, что такое современный урок. 


Создать бесплатный сайт с uCoz