Программа «Биология в вопросах и ответах»
Возраст: от 14 до 15 лет
План приема: до 15 детей
Форма обучения: очная
Адрес:
646882, Омская обл., Азовский ННР, с. Звонарев Кут, ул. Школьная, д. 44А
Муниципалитет:
МР Азовский немецкий национальный
Все программы организатора:
Контакты организации:
Рабочая программа дополнительного образования " Биология в вопросах и ответах" для обучающихся 9 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Звонаревокутская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе ФГОС основного общего образования, плана внеурочной деятельности основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Звонаревокутская СОШ» на 2019 – 2020 учебный год, основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Звонаревокутская средняя общеобразовательная школа», Положением по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин( модуля), Уставом школы.
Рабочая программа ориентирована на практическую деятельность: создать условия для усвоения обучающимися знаний о растениях как части живой природы, как биосистеме, об их месте и роли в биосфере, о современном состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья с условиями среды обитания; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Развивать у обучающихсящся навыки проектной деятельности.
Выбор данного курса внеурочной деятельности обусловлен уровнем учебных способностей обучающихся школы, запросом родителей на образование, соответствие данной программы требованиям ФГОС ООО.
Курс внеурочной деятельности входит в образовательную область "Естественно – научная".
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ в форме ( теста, проекта).
ПЕДАГОГИ
Третьякова Галина Борисовна - учитель биологии
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Познание природы.(4 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (10часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы( 13 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Познай себя.Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (12часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (18часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель курса:
Обобщение и углубление экологических знаний учащихся; систематизация о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
5. Развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Учащиеся узнают:
· Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
· Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
· Особенности строения бактериальной клетки;
· Особенности строения тканей растений и животных;
· Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
· Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
· Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
· Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся научатся:
· сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
· определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
· распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
· распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
· характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
· изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
· осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
· составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: " Биология как наука", " Признаки живых систем«, «Система, многообразие и эволюция живой природы», " Человек и его здоровье", " Взаимосвязи организмов и окружающей среды", был составлен данный элективный курс "Линия жизни«.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Группа - 9 класс. (артикул 7356)
Преподаватель: Третьякова Галина Борисовна
Возраст: от 14 до 15 лет
План приема: от 5 до 15 человек (0 занято)
Период обучения: 02.09.2019 — 22.05.2020 (68 часов)
Внимание! Заявки на следующий год будут приниматься с 01.09.2020
Расписание занятий
- вт
- 17:00 — 18:31
- чт
- 17:00 — 18:31