Выступление
на педагогическом марафоне
Наш
муниципальный педагогический марафон состоит из выступлений по обобщению и
обмену опытом работы педагогов, поэтому мне бы хотелось сегодня начать вот с
этих слов В.Скотта: «Самое полезное в жизни – это собственный опыт»
Тема
моего выступления – «Создание комфортной образовательной среды в условиях
введения ФГОС». Я думаю, что теперь все уже хорошо знают, что по новым
стандартам в нашем районе работают две школы – наша, Звонаревокутская, и
Азовская гимназия, а вот с 1 сентября этого года уже перейдут и все остальные
школы. Поэтому в нашей школе к новым стандартам мы уже подошли вплотную, работа
по их введению проводится очень большая. И хоть у меня и 3 класс, но именно
своих детей я сейчас готовлю к 2012 году к переходу на новые стандарты в
среднем звене.
Начальная
школа – это дом, в котором психологически комфортная образовательная среда,
современные образовательные программы, надежные знания, увлеченные педагоги,
настоящие друзья, успешные учащиеся, замечательные возможности для реализации
любых, даже оригинальных интересов и способностей. Начальная школа – это
активная позиция родителей, заинтересованных в развитии новых отношений школы и
общества.
Модернизация
системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных
технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и самих учащихся. И
эти новые идей, подходы, технологии я стараюсь применять в своей работе.
Что
меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя
и ученика). Меняется и основная функция учителя. Главное для учителя в новой
системе образования - управлять процессом обучения. Меняется и назначение
ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника
учителя, становится активной личностью. Ученик тоже должен давать обратную
связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли.
Итак, новый тип обучения - деятельностный.
Почему
же всё-таки технология деятельностного метода на сегодняшний момент весьма
актуальна, ведь выбор среди современных педагогических технологий очень
большой? Актуальна ещё и потому, что исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный
процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно
выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные,
метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного
продолжения образования в основной школе.
Почему
я заинтересовалась именно ТДМ? Деятельностный способ обучения – это личностное
включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим
направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается
комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются
конфликтные ситуации на уроке.
ТДМ – это такой метод обучения, при
котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе
собственной учебно-познавательной деятельности. Под таким методом понимается
организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности школьника.
Главное в деятельностном методе – это
сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию,
дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и
корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей
гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Технология
деятельностного метода обучения может использоваться учителем в образовательном процессе на разных уровнях в
зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических
задач и уровня освоения учителем метода
рефлексивной самоорганизации: базовом и
технологическом.
Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:
1)
Мотивация к учебной
деятельности.
2)
Актуализация знаний.
3)
Проблемное
объяснение нового знания.
4)
Первичное
закрепление во внешней речи.
5)
Самостоятельная
работа с самопроверкой.
6)
Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
7)
Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Я
использую ТДМ на различных уроках, но особенно удачно на уроках математики.
Я нахожусь ещё на этапе внедрения базового уровня ТДМ, но
при переходе на ФГОС надеюсь, вести эту работу на технологическом уровне и
реализовать метод в полной мере. Уже сегодня реализация ТДМ даже на базовом
уровне даёт свои результаты. Мои ученики умеют:
- ставить цель свое деятельности, определять тему;
- выделять отличительные свойства задания;
- определять шаги по достижению цели;
- выполнять работу с самопроверкой;
- осуществлять самооценку учебной
деятельности.
Говоря о создании комфортной образовательной среды, хотелось
бы затронуть вопрос здоровьесбережения, чему я стараюсь уделять большое
внимание. В основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики входят
медико-гигиенические (МГТ), физкультурно-оздоровительные (ФОТ), экологические
(ЭЗТ), обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (ТОБЖ),
здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).
Эти
группы здоровьесберегающих технологий представляют системно-организованное
сочетание принципов педагогики сотрудничества, педагогических технологий,
направленных на достижение оптимально психологической адаптированности
обучающихся к образовательному процессу, заботу о сохранении здоровья. То есть
я стараюсь построить свою работу так, при которой выполняя учебную программу,
формирую интерес к учёбе, устанавливаю с ними доверительные отношения,
предотвращая возникновения дезадапционных (дискомфортных) состояний и
максимально использую индивидуальные способности учеников для повышения
результативности их обучения.
В нашей совместной деятельности
ребятам необходимо осваивать и использовать огромные потоки информации.
Помогает мне в решении этой задачи использование
информационно-коммуникационных технологий. Применение компьютера
позволяет сделать процесс обучения мобильным и более интересным.
Стараюсь по максимуму использовать
ИКТ в процессе обучения по предмету и во внеклассной работе. Создаю
презентационно – иллюстративный материал, (по отдельным темам предметов).
Ребята также традиционно при подготовке к образовательным событиям
используют ИКТ, готовя творческие работы.
Проверка и оценка достижений
учащихся является существенными составляющими процесса обучения и входят в
число важнейших задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки учебной
работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям
современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться
проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по предмету. Система
должна решать более важную социальную задачу: развить у школьников умение
проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность,
устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Помогает решать мне эту
задачу на уроках использование Листа успеха.
Вся эта работа даёт свои результаты.
У моих учеников достаточно устойчивый интерес к учёбе. Анализ качества знаний
показывает не только стабильный хороший результат, но и постоянный рост моих
учеников.
Школа – это не просто
работа, это образ жизни. Теперь, когда я проработала в школе многие годы, я
понимаю, что это действительно так.
Скажу
честно, я не мечтала стать учителем с детства. Но я рада тому, что пришла
работать в школу. Мои ученики радуют меня на уроках и после них. А главное –
они в чём-то становятся похожи на меня, в них просыпается стремление идти
вперёд, совершенствоваться, желание искать нестандартные решения проблем.
Как
известно, делами обусловлен мир. Я провожу
открытые уроки и мероприятия не только на школьном уровне, но и на районном.
Активно
готовлюсь к введению в начальной школе ФГОС, повышаю свой профессиональный
уровень. Уже в этом учебном году 11 ноября провела открытый урок на РМО
учителей начальных классов, посвящённый этой теме, участвовала в декабре в
районном конкурсе «Учитель года».
Мои
ученики изучаю информатику с 2005 года именно в кабинете информатики, с
компьютерной поддержкой, когда в то время в начальной школе информатика либо не
изучалась, либо учителя использовали так называемый безмашинный вариант.
Основная
задача учителя не только учить, но и воспитывать. Но когда воспитывать, если
учитель очень занят: с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и
готовится к завтрашним урокам. А ведь есть ещё и семья. Ответ на этот вопрос
один: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать,
обучая, и обучать, воспитывая, - вот профессиональное кредо настоящего учителя.
При
проведении внеклассных мероприятий использую разнообразные формы работы: это и
праздники, классные часы, викторины,
познавательные игры.
За
долгие годы работы в школе имею награды: почётные грамоты, благодарственные
письма, Почётную грамоту Министерства образования РФ.
Но
самая главная награда для меня – это добрые слова родителей моих учеников, это
любопытные и счастливые глаза ребят, это их тёплые, пусть ещё неумелые слова
признательности и благодарности.
Эти
строки адресованы мне:
* * *
Мой
учитель, это правда,
Современный, аккуратный.
Он и добрый, и хороший,
Он научит нас всему.
И на маму он похож.
Очень я его люблю!
Ахметова
Самал
МОЙ УЧИТЕЛЬ
Вы мой учитель,
я не жалею.
Вы справедливы и добры,
Умны, красивы и сильны.
Меня вы многому научили,
Пятёрки в дневнике моём.
И нет на свете вас добрей.
Спасибо скажем Вам скорей!
Ломовцева
Алёна
* * *
Наш
учитель – просто класс!
Обожает он
всех нас.
Нам в
учёбе помогает.
Мы
стараемся, он знает.
Мы
учителем гордимся,
К новым
знаниям стремимся.
Мы пока
что мало знаем,
Но желаем
больше знать.
Постараемся
учиться
На
«четыре» и на «пять»!
Штерц
Артур
В.А.Сухомлинский писал: «Учитель
готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа
нашей профессии, и технология нашего труда».
Действительно, хороший учитель должен
находиться в постоянном поиске интересных форм и методов учебной и
воспитательной работы, нового смысла своей педагогической деятельности.