Вся информация на сайте размещена в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных"

Педагогический марафон

Выступление на педагогическом марафоне

         Наш муниципальный педагогический марафон состоит из выступлений по обобщению и обмену опытом работы педагогов, поэтому мне бы хотелось сегодня начать вот с этих слов В.Скотта: «Самое полезное в жизни – это собственный опыт»

         Тема моего выступления – «Создание комфортной образовательной среды в условиях введения ФГОС». Я думаю, что теперь все уже хорошо знают, что по новым стандартам в нашем районе работают две школы – наша, Звонаревокутская, и Азовская гимназия, а вот с 1 сентября этого года уже перейдут и все остальные школы. Поэтому в нашей школе к новым стандартам мы уже подошли вплотную, работа по их введению проводится очень большая. И хоть у меня и 3 класс, но именно своих детей я сейчас готовлю к 2012 году к переходу на новые стандарты в среднем звене.

         Начальная школа – это дом, в котором психологически комфортная образовательная среда, современные образовательные программы, надежные знания, увлеченные педагоги, настоящие друзья, успешные учащиеся, замечательные возможности для реализации любых, даже оригинальных интересов и способностей. Начальная школа – это активная позиция родителей, заинтересованных в развитии новых отношений школы и общества.

         Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и самих учащихся. И эти новые идей, подходы, технологии я стараюсь применять в своей работе.

         Что меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя и ученика). Меняется и основная функция учителя. Главное для учителя в новой системе образования - управлять процессом обучения. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя, становится активной личностью. Ученик тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый тип обучения - деятельностный.

         Почему же всё-таки технология деятельностного метода на сегодняшний момент весьма актуальна, ведь выбор среди современных педагогических технологий очень большой? Актуальна ещё и потому, что исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

         Почему я заинтересовалась именно ТДМ? Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроке.

         ТДМ – это такой метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Под таким методом понимается организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

         Главное в деятельностном методе – это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

         Технология деятельностного метода обучения может использоваться учителем в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом и  технологическом.

Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

1)    Мотивация к учебной деятельности.

2)    Актуализация знаний.

3)    Проблемное объяснение нового знания.

4)    Первичное закрепление во внешней речи.

5)    Самостоятельная работа с самопроверкой.

6)    Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7)    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

         Я использую ТДМ на различных уроках, но особенно удачно на уроках математики.

Я нахожусь ещё на этапе внедрения базового уровня ТДМ, но при переходе на ФГОС надеюсь, вести эту работу на технологическом уровне и реализовать метод в полной мере. Уже сегодня реализация ТДМ даже на базовом уровне даёт свои результаты. Мои ученики умеют:

- ставить цель свое деятельности, определять тему;

- выделять отличительные свойства задания;

- определять шаги по достижению цели;

- выполнять работу с самопроверкой;

         - осуществлять самооценку учебной деятельности.

 

Говоря о создании комфортной образовательной среды, хотелось бы затронуть вопрос здоровьесбережения, чему я стараюсь уделять большое внимание. В основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики входят медико-гигиенические (МГТ), физкультурно-оздоровительные (ФОТ), экологические (ЭЗТ), обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (ТОБЖ), здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).

         Эти группы здоровьесберегающих технологий представляют системно-организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, педагогических технологий, направленных на достижение оптимально психологической адаптированности обучающихся к образовательному процессу, заботу о сохранении здоровья. То есть я стараюсь построить свою работу так, при которой выполняя учебную программу, формирую интерес к учёбе, устанавливаю с ними доверительные отношения, предотвращая возникновения дезадапционных (дискомфортных) состояний и максимально использую индивидуальные способности учеников для повышения результативности их обучения.

         В нашей совместной деятельности ребятам необходимо осваивать и использовать огромные потоки информации. Помогает мне  в решении этой задачи  использование информационно-коммуникационных  технологий. Применение компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным и более интересным. 

         Стараюсь по максимуму использовать ИКТ в процессе обучения по предмету и во внеклассной работе. Создаю презентационно – иллюстративный материал, (по отдельным темам предметов). Ребята также традиционно при подготовке  к  образовательным событиям используют ИКТ, готовя творческие работы.

         Проверка и оценка достижений учащихся является существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя.

         Система контроля и оценки учебной работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по предмету. Система должна решать более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Помогает решать мне эту задачу на уроках использование Листа успеха.

         Вся эта работа даёт свои результаты. У моих учеников достаточно устойчивый интерес к учёбе. Анализ качества знаний показывает не только стабильный хороший результат, но и постоянный рост моих учеников.

         Школа – это не просто работа, это образ жизни. Теперь, когда я проработала в школе многие годы, я понимаю, что это действительно так.

         Скажу честно, я не мечтала стать учителем с детства. Но я рада тому, что пришла работать в школу. Мои ученики радуют меня на уроках и после них. А главное – они в чём-то становятся похожи на меня, в них просыпается стремление идти вперёд, совершенствоваться, желание искать нестандартные решения проблем.

         Как известно, делами обусловлен мир. Я  провожу открытые уроки и мероприятия не только на школьном уровне, но и на районном.

         Активно готовлюсь к введению в начальной школе ФГОС, повышаю свой профессиональный уровень. Уже в этом учебном году 11 ноября провела открытый урок на РМО учителей начальных классов, посвящённый этой теме, участвовала в декабре в районном конкурсе «Учитель года».

         Мои ученики изучаю информатику с 2005 года именно в кабинете информатики, с компьютерной поддержкой, когда в то время в начальной школе информатика либо не изучалась, либо учителя использовали так называемый безмашинный вариант.

         Основная задача учителя не только учить, но и воспитывать. Но когда воспитывать, если учитель очень занят: с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и готовится к завтрашним урокам. А ведь есть ещё и семья. Ответ на этот вопрос один: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, - вот профессиональное кредо настоящего учителя.

         При проведении внеклассных мероприятий использую разнообразные формы работы: это и праздники, классные часы,  викторины, познавательные игры.

         За долгие годы работы в школе имею награды: почётные грамоты, благодарственные письма, Почётную грамоту Министерства образования РФ.

         Но самая главная награда для меня – это добрые слова родителей моих учеников, это любопытные и счастливые глаза ребят, это их тёплые, пусть ещё неумелые слова признательности и благодарности.

         Эти строки адресованы мне:

                                               *       *       *

                                      Мой учитель, это правда,

                                     Современный, аккуратный.

                                     Он и добрый, и хороший,

                                     Он научит нас всему.

                                     И на маму он похож.

                                     Очень я его люблю!

                                                                  Ахметова Самал

 

МОЙ УЧИТЕЛЬ

                                      Вы мой учитель, я не жалею.

                                     Вы справедливы и добры,

                                     Умны, красивы и сильны.

                                     Меня вы многому научили,

                                     Пятёрки в дневнике моём.

                                     И нет на свете вас добрей.

                                     Спасибо скажем Вам скорей!

                                                                  Ломовцева Алёна

                            *       *       *

                   Наш учитель – просто класс!

                   Обожает он всех нас.

                   Нам в учёбе помогает.

                   Мы стараемся, он знает.

                   Мы учителем гордимся,

                   К новым знаниям стремимся.

                   Мы пока что мало знаем,

                   Но желаем больше знать.

                   Постараемся учиться

                   На «четыре» и на «пять»!

 

                                               Штерц Артур

 

         В.А.Сухомлинский писал: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии, и технология нашего труда».

         Действительно, хороший учитель должен находиться в постоянном поиске интересных форм и методов учебной и воспитательной работы, нового смысла своей педагогической деятельности.

 


Создать бесплатный сайт с uCoz