Предмет – Основы
религиозной культуры и светской этики
Учебный год – 2012 –
2013 учебный год
Класс – 4
Количество часов в
год – 34 часа
Количество часов в
неделю – 1 час
Учитель: Притченко
Наталья Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема
воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения
сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями,
информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве
невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для
качества образования, становления
личности.
Вопросы,
связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных
культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня
важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и
её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием
свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного
воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же
время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В этой связи
актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных
культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников
с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности,
гуманизм и духовные традиции.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] –
М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд.,
перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.
Основы религиозных культур и светской этики. А.Я.Данилюк. М.- «Просвещение»,
2010 г.
Общая характеристика
учебного предмета
Учебный курс
ОРКСЭ включает в себя модули: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Учебный курс
ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его
модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен
на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание
их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и
светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора
учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного,
достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
4. развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» в программе
обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской
этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени
общеобразовательной школы. И по месту в
учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя
этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,
учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий
мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот
курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким
образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и
светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную
связь прошлого и настоящего.
В МКОУ
Звонаревокутская СОШ на основе образовательных, культурных и религиозных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), определен
модуль Основы светской этики учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году,
предлагаемый для изучения.
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых
национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя
основными тематическими блоками (разделами).
Учебный курс создает мировоззренческую и ценностную основу
для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной
школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно,
принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности,
жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
культурного многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в
учебный курс, должно обеспечить:
§ понимание значения
духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни
человека, семьи, общества;
§ знание основных
норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их
значения в жизни человека, семьи, общества;
§ формирование
первоначальных представлений об исторических и культурологических основах
традиционных религий и светской этики в России;
§ формирование
уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
§ формирование
первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции
как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
§ знание, понимание и
принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы
традиционной культуры многонационального народа России;
§ укрепление веры в
Россию;
§ укрепление
средствами образования духовной преемственности поколений.