Вся информация на сайте размещена в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных"

Окружающий мир 1 класс

УМК «Школа России».
Окружающий мир.                                                                            
Автор: А.А.Плешаков, 1 класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                
 
Раздел программы: Где и когда?
Тема урока: Когда появилась одежда?
                          Как раньше одевались люди Омского Прииртышья?
 
Цели урока: Познакомить детей с историей возникновения одежды, с разнообразием современной одежды, с одеждой людей, проживавших на территории Омского Прииртышья;
развивать наблюдательность, любознательность, обогащать словарный запас детей, развивать их речь;
воспитывать коммуникативные отношения, умение работать в группе (взаимодействие); воспитывать любовь к родному краю, к традициям и   искусству своего народа.
                          
Тип урока: Изучение нового материала.
 
Форма проведения: Работа в группах.
 
Использование технологии: ИКТ.
 
Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 1 класс; рабочая                          тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»;                                    экран, мультимедийная установка; компьютерная                                             презентация к уроку; у учеников сигнальные карточки,
                           ножницы, клей; раздаточный материал для работы в                                                  группах  (фигурки человека, элементы русского костюма).                        1
 
1. Наблюдения за погодой. Проверка домашнего задания.
            1-ый слайд: Муравей Вопросик в зимней одежде.
            - Ребята, муравей Вопросик собрался в школу. Почему он так оделся?
            - Какое сейчас время года?
            - Назовите зимние месяцы.
            - Какая сегодня на улице погода?
            - Какие пословицы о зиме вы подобрали?
            2-ой слайд: Пословицы:
                        В зимний холод всякий молод.
                        Зима с заморозков начинается, капелями кончается.
                        Земля зимой отдыхает, а летом расцветает.
            - Прочитайте пословицы? Как вы их понимаете?
2. Актуализация знаний.
            3-ий слайд: Муравей Вопросик в спортивной одежде.
            - Ребята, муравей Вопросик пришёл в школу, разделся, а Мудрая Черепаха сказала, что в таком виде в школу не ходят. А почему?
3. Постановка темы урока.
            - Какую одежду куда надо надевать? Когда вообще появилась одежда? А как раньше одевались люди? Давайте сегодня попробуем ответить на эти вопросы.
4. Формирование новых знаний.
            а)  Знакомство с историей появления одежды.
            - Ребята, а когда появилась одежда?
            - Рисунок на странице учебника 80 поможет нам познакомиться с историей появления одежды. С чего же всё начиналось? Посмотрите на первую фигуру человека. Кого мы видим? (Первобытного человека.)
            - Из чего они делали одежду? (Из шкур животных.)
            - Почему? (Потому что тогда не было ткани.)
            - Когда появилась одежда первобытных людей? (Очень давно, в древние времена.)
            - Давайте прочитаем, что говорит об этом Мудрая Черепаха.
           
            Чтение текста на странице 80:
            Одежда появилась в глубокой древности, ещё у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Позднее люди научились изготавливать ткани и стали шить одежду из них.
 
            2
            - Посмотрите на вторую фигуру человека. Из чего сделана его одежда? (Из ткани.)                                                                                                                 
            - А знаете ли вы, где носили такую одежду? (В Древней Греции.)
 
            Рассказ учителя: В Древней Греции и Риме одежда была открытой, так как в этих странах тёплый климат. Костюм состоял из двух элементов – рубашки и плаща, который оборачивался вокруг тела и застёгивался на плече. У греков это называлось хитон и гаматий. В Европе, где климат был уже холоднее, костюм состоял из рубахи, штанов, плаща. Женщины надевали длинные, широкие платья. Нарядная одежда подчёркивала достоинство человека, его знатность, богатство.
 
            Работа в группах. (Дети описывают разные костюмы людей по рисунку на стр. 80.)
 
            Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, кокошники. Была и особая одежда для защиты в бою.
            Демонстрация слайдов с изображением людей в доспехах.
           
            Физкультминутка:
                                               Дружно встали – раз, два, три.
                                               Мы теперь богатыри.
                                               Мы ладонь к глазам приставим,
                                               Ноги крепкие расставим,
                                               Поворачиваясь вправо
                                               Оглядимся величаво.
                                               И налево надо тоже
                                               Поглядеть из-под ладошек.
                                               И направо, и ещё
                                               Через левое плечо.
                                               Буквой Л расставим ноги,
                                               Точно в танце – руки в боки.
                                               Наклонились влево, вправо,
                                               Получается на славу!
                                              
            3
            б) Как одевались люди Омского Прииртышья. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.)
            Материал для беседы:
                        1) Л.А.Кучегура, В.А.Кривцова. Народная культура в начальной школе. Омск, ООИПКРО, 1999, с.35, с. 37. Русский головной убор. Из истории русского костюма.
                        2) Л.А.Кучегура. Народная культура.  Учебник-хрестоматия. Омск, ООИПКРО, 2004,с. 33. Одежда.
                        3) С.Вохринцева. Русский традиционный костюм. Дидактический материал. «Страна Фантазий», 2004, Екатеринбург.
 
            в) Современная одежда.
                        Выполнение заданий учебника со с. 81 по группам:
                                    Где живут эти люди?
                                    Кто хозяин этих костюмов?
                                    Для каждого случая подходящая одежда.
 
5. Закрепление изученного. Работа в группах:
           
            а) Практическая работа
            Каждая группа по заданию учителя «одевает» фигурку человека в русский костюм. (Выбрать нужный костюм по заданию в группе, вырезать,
разукрасить, добавить что-то своё, наклеить.)
           
            б) Защита групповой работы.
           
            в) Отгадывание загадок.
           
            Слайд: Рубашка, тулуп, пояс, лапти, валенок.
            У всех учеников есть сигнальные карточки пяти цветов. Учитель загадывает загадку, ученики показывают сигнальную карточку того цвета, какого цвета на слайде отгадка. Обосновать свой выбор.
                       
                        Сверху голо, снизу лохмато,
                        Теплом богато, что твоя хата. (Тулуп.)
 
                        Собой не однака, а нужна одинако,
                        Младенцу и мертвецу и добру молодцу. (Рубашка.)
4
                        Весь в шерсти, а кожи нет. (Валенок.)
 
                        Надену – ободом сведёт,
                        Сойму – змеёй упадёт. (Пояс.)
 
                        Привяжешь – пойдут,
                        Отвяжешь – останутся. (Лапти.)
 
6. Итог урока:          а)  - Что понравилось?
                                                - Что нового узнали?
                                                - Как надо одеваться в школу?
                                         б) Домашнее задание: Рабочая тетрадь, с. 33. Помоги                                               ребятам подобрать головной убор к костюму                                                       (Вырезать и наклеить из Приложения).                    
 
После урока проводится экскурсия в школьный музей «Как одевались люди нашего села».


Создать бесплатный сайт с uCoz