Окружающий мир.
Автор: А.А.Плешаков, 1 класс.
Тема урока: Когда появилась одежда?
Как раньше одевались люди Омского Прииртышья?
развивать наблюдательность, любознательность, обогащать словарный запас детей, развивать их речь;
воспитывать коммуникативные отношения, умение работать в группе (взаимодействие); воспитывать любовь к родному краю, к традициям и искусству своего народа.
Тип урока: Изучение нового материала.
ножницы, клей; раздаточный материал для работы в группах (фигурки человека, элементы русского костюма). 1
1-ый слайд: Муравей Вопросик в зимней одежде.
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
- Какая сегодня на улице погода?
- Какие пословицы о зиме вы подобрали?
2-ой слайд: Пословицы:
Зима с заморозков начинается, капелями кончается.
Земля зимой отдыхает, а летом расцветает.
- Прочитайте пословицы? Как вы их понимаете?
2. Актуализация знаний.
3-ий слайд: Муравей Вопросик в спортивной одежде.
3. Постановка темы урока.
- Какую одежду куда надо надевать? Когда вообще появилась одежда? А как раньше одевались люди? Давайте сегодня попробуем ответить на эти вопросы.
4. Формирование новых знаний.
а) Знакомство с историей появления одежды.
- Рисунок на странице учебника 80 поможет нам познакомиться с историей появления одежды. С чего же всё начиналось? Посмотрите на первую фигуру человека. Кого мы видим? (Первобытного человека.)
- Из чего они делали одежду? (Из шкур животных.)
- Почему? (Потому что тогда не было ткани.)
- Когда появилась одежда первобытных людей? (Очень давно, в древние времена.)
- Давайте прочитаем, что говорит об этом Мудрая Черепаха.
Чтение текста на странице 80:
- А знаете ли вы, где носили такую одежду? (В Древней Греции.)
Демонстрация слайдов с изображением людей в доспехах.
Физкультминутка:
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
3
1) Л.А.Кучегура, В.А.Кривцова. Народная культура в начальной школе. Омск, ООИПКРО, 1999, с.35, с. 37. Русский головной убор. Из истории русского костюма.
2) Л.А.Кучегура. Народная культура. Учебник-хрестоматия. Омск, ООИПКРО, 2004,с. 33. Одежда.
3) С.Вохринцева. Русский традиционный костюм. Дидактический материал. «Страна Фантазий», 2004, Екатеринбург.
Где живут эти люди?
Кто хозяин этих костюмов?
Для каждого случая подходящая одежда.
а) Практическая работа
разукрасить, добавить что-то своё, наклеить.)
б) Защита групповой работы.
в) Отгадывание загадок.
Слайд: Рубашка, тулуп, пояс, лапти, валенок.
У всех учеников есть сигнальные карточки пяти цветов. Учитель загадывает загадку, ученики показывают сигнальную карточку того цвета, какого цвета на слайде отгадка. Обосновать свой выбор.
Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (Тулуп.)
Младенцу и мертвецу и добру молодцу. (Рубашка.)
4
Весь в шерсти, а кожи нет. (Валенок.)
Сойму – змеёй упадёт. (Пояс.)
Отвяжешь – останутся. (Лапти.)
- Как надо одеваться в школу?
б) Домашнее задание: Рабочая тетрадь, с. 33. Помоги ребятам подобрать головной убор к костюму (Вырезать и наклеить из Приложения).