Критерии эффективности программы развития и ее влияния на образовательную систему школы и социокультурную среду раскрываются через систему показателей, позволяющих выявлять уровень качества проектируемой субъектно – развивающей образовательной среды. Для систематизации информации, целостного охвата и оценки результативности и эффективности программы развития были определены следующие критерии (по В.И. Загвязинскому): результативность системы образования, обеспечение эффективности образовательного процесса, эффективность деятельности управления, ход реализации программы.
Мониторинг результативности и эффективности реализации программы развития
Критерий |
Показатели |
1. Критерии результативности системы образования |
|
1.1.Критерий качества реализации учебных программ |
- уровень обученности - качество знаний - число победителей олимпиад, конкурсов разного уровня - число выпускников школы, поступивших в высшие и средние профессиональные учебные заведения - отношение среднего балла ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике с региональными, и районными показателями |
1.2.Критерий реализации воспитательной функции образовательного процесса |
- сформированность ценностных ориентаций выпускников школы (анкетирование) - дисциплинарные показатели - степень и уровень (муниципальный, областной, российский) участия школьников в социокультурных акциях и социально-ориентированных проектах - число и значимость инициированных школой и реализованных социокультурных акций, и социально-ориентированных проектов - степень участия семьи в воспитании, уровень взаимодействия семьи и школы |
1.3. Социально-воспитательный критерий |
- процент успешно адаптированных школьников социально незащищенных категорий - степень социальной активности детских общественных объединений (число инициатив и акций) - число учащихся, играющих активную социокультурную роль и представляющих школу на разных уровнях (конкурсы, соревнования, смотры) |
1.4. Критерий здоровья |
- соответствие показателей здоровья среднему уровню по области - уровень физического развития школьников - показатели здоровья педагогов - показатели культуры здоровья и здорового образа жизни - санитарно-гигиенический режим школы |
1.5. Критерий социальной оценки деятельности школы |
- удовлетворенность учащихся и родителей качеством образовательных услуг (социологический опрос) - конкурентноспособность выпускников школы (поступление в ВУЗы) - количество публикаций о школе (СМИ)
|
2. Критерии обеспечения эффективности образовательного процесса |
|
2.1 Критерий материально-технической, нормативной и программно-методической оснащенности образовательного процесса |
- динамика финансирования, использование многоканального финансирования с привлечением внебюджетных средств - нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса - обеспеченность учебно-методической литературой, медиатека - уровень материально-технической оснащенности (оборудованность учебных кабинетов, наличие условий для оздоровления школьников и занятий физкультурой и спортом, оснащенность компьютерной техникой и интерактивным оборудованием) |
2.2. Критерий создания условий для воспитания и социализации |
- организация профилактической и коррекционной работы с детьми «группы риска» - развитие образовательной сети для детей с ограниченными возможностями здоровья - число учащихся, охваченных системой дополнительного образования - уровень развития классных коллективов (социометрические исследования) - уровень эстетического оформления пространства школы |
2.3. Критерий организованности и эффективности инновационных процессов |
- наличие нормативно-правовых документов по организации инновационных процессов школы (положения, локальные акты) - наличие и качество системы диагностики инноваций - меры стимулирования поисковой инновационной деятельности - степень информатизации образовательного процесса |
2.4. Критерий создания условий для деятельности педагогов |
- эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе (социально-психологическое исследование) - участие педагогов в профессиональных конкурсах - представление педагогами школы своего опыта на разных уровнях (публикации, выступления, открытые уроки) - условия стимулирования непрерывного профессионального развития педагогов |
3. Критерий эффективности деятельности управления |
- оптимальность организационной структуры управления - четкость распределения функциональных обязанностей - анализ эффективности принятых и выполненных решений - число эффективных инициатив, число и значимость инновационных проектов |
4. Критерии процесса реализации Программы развития |
|
4.1. Критерий сформированности социокультурного образовательного пространства |
- эффективность взаимодействия школы с учреждениями и ведомствами (экспертная оценка) - наличие и качество организации системы мероприятий по видам деятельности (культурная, просветительская, проектно-преобразовательная и т.д.) в районе (области) при непосредственном участии школы - наличие спектра образовательных услуг, предоставляемых школой, их доступность и оценка удовлетворенности населением |
4.2. Критерий создания условий для осознанного выбора учащимися предоставляемых образовательных услуг (формирование жизненного плана и профессиональная направленность) |
- наличие системы профориентационной работы и сопровождения личностно – профессионального самоопределения на всех уровнях школьного образования - осознанность выбора и удовлетворенность им (анкетирование) - успешность профессионального выбора и жизненной самореализации выпускников (анализ отсроченных результатов) |
4.3. Критерий сформированности потребностей и мотивации в профессиональном саморазвитии педагогов |
- динамика изменения ценностных ориентаций педагогов (тестирование) - мотивация на саморазвитие (тестирование) |
Таким образом, контроль и оценка результатов реализации программы развития, определения и анализа качественных и количественных характеристик проектируемой субъектно – развивающей образовательной среды осуществляется на основе принципов гуманитарной экспертизы с использованием коллективных и авторских методик самооценки и взаимооценки, методов психолого-педагогической диагностики.