Концепция развития школы
Школа должна обеспечить комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, доступность обучения всех детей, разнообразие образовательных услуг, улучшить качество образования, поэтому необходимо строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого, всестороннего изучения личности школьника, динамики развития каждого ребёнка.
Особое внимание необходимо уделять развитию, воспитанию на общечеловеческих ценностях, формированию базовой культуры обучающихся, укреплению здоровья, оказанию помощи в самореализации каждого школьника.
Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой.
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального, основного общего и среднего общего образования.
При этом обучающиеся ориентированы на получение качественного образования по общеобразовательным программам.
Согласно п.13 ч.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится "обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования", а согласно ч.7 ст. 28 этого же закона образовательная организация несет в установленном законодательством РФ порядка ответственность за качество образования своих выпускников.
Кроме того, обучающиеся и их родители (законные представители) заинтересованы в максимальном развитии у детей способов познавательных, информационно-коммуникационных, рефлексивных, универсальных способов деятельности, направленных на формирование учебных компетентностей, которые будут являться основой их практической жизни. Кроме того, главной становится задача «воспитания успешного гражданина своей страны.
В принятых федеральных государственных образовательных стандартах образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, как главенствующий ресурс его социокультурной модернизации.
Образовательная система школы рассчитана на все категории обучающихся, склонных к индивидуально- творческому труду, направленному на реализацию их потенциальных возможностей и удовлетворение индивидуальных склонностей, интересов, запросов.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: новая школа - это: переход на новые образовательные стандарты, современная система оценки качества образования, школа должна соответствовать целям опережающего развития. В новой школе обеспечивается не только изучение достижений прошлого, но и технологий, которые будут востребованы в будущем, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступенях;
развитие системы поддержки талантливых детей;
совершенствование учительского корпуса: новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет;
изменение школьной инфраструктуры; школа становится центром взаимодействия с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
расширение самостоятельности школ.
Программа развития нашей школы на период 2020-2025 гг. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».
Модель современной школы, как заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса. Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Следовательно, необходимо оценивать результаты деятельности школы с учётом ориентации образования на социальный эффект, с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.
Необходимо также дальнейшее развитие механизма государственно-общественного управления школой; развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования; системы поощрения наиболее результативных педагогов.
Концептуально-прогностическая часть
Концепция развития школы – ценностно-смысловое ядро системы развития ОУ, включает педагогические идеи, цели, принципы образования, стратегию их достижения в условиях функционирования информационно - образовательной среды, единства воспитания и образования.
Ценностные приоритеты развития школы
В качестве базовых ценностей, на основе которых будет строиться образовательный процесс определены:
Человек как мера бытия, высшая ценность, уникальное биосоциокультурное существо;
Родина (родной край, родные люди, государство) как пространство взаимообогащения и развития;
Созидательный Труд как средство совершенствования человека, способ преодоления жизненных препятствий;
Здоровье как составляющая человеческого организма, определяющая его самочувствие и степень достижения полноты проживания жизни.
Творчество как процесс порождения нового качества бытия человека и человечества
Взаимопонимание как основной способ приобщения к окружающему миру.
Сотрудничество как основной способ определения и создания общественно-значимого продукта.
Воплощение совокупности базовых ценностей в образовательном процессе обеспечивается соблюдением следующих принципов педагогической деятельности:
- Принцип антропоцентричности, организация образовательного процесса сообразно природе и культуре человека, соблюдение правила «Не навреди»;
- Принцип педагогического доверия, веры в бесконечность потенциала учащихся;
- Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка, обеспечивающего субъект-субъектный характер отношений в образовательном процессе;
- Принцип развития, постоянное усложнение задач, которые ставит учитель перед обучающимися, формирование потребности в самосовершенствовании;
- Принцип преодоления трудностей, развитие мотивации и способностей обучающихся к преодолению, возникающих у обучающихся трудностей;
- Принцип творческой активности, направленный на проявление обучающимися творческих способностей в различных видах деятельности;
- Принцип осознанности и рефлексивности, связанный с развитием способности обучающихся осознавать и понимать себя и окружающий мир.
Заявленные базовые ценности и принципы педагогической деятельности позволяют определить цель образовательного процесса: воспитания социально – творческой личности, обладающей следующими качествами:
Способностью к ценностно-смысловому самоопределению, наличие осознанной нравственной позиции;
Гражданственностью, патриотизмом, способностью к успешному социальному взаимодействию;
Толерантностью, потребностью к взаимопониманию.
В основу развития школы положены следующие идеи, воплощение которых в едином комплексе может рассматриваться как педагогическая инновация.
Идея 1. Построение образовательного процесса на базовом стремлении каждого человека к пониманию и взаимодействию с окружающими людьми и социальными общностями. Построение образовательного процесса на принципах сотрудничества будет способствовать его гумманизации.
Идея 2. Выделение в качестве приоритетной составляющей цели образовательной деятельности школы - формирование и развитие социально-творческой личности обучающихся. Это позволяет интегрировать в рамках воспитательного процесса социальные запросы и индивидуальные возможности обучающихся. Определение социально-творческой личности как идеальной цели воспитания дает возможность рассматривать выпускника школы как личность, способную соотносить служение отечеству и обществу с процессами самоопределения и самореализации.
Идея 3. Создание образовательной среды, ориентированной на воспитание социально – творческой личности. Ведущим средством воспитания становиться характер взаимодействия обучающихся друг с другом, педагогами и родителями. Образовательная среда рассматривается как пространство совместной деятельности и организация единого коллектива. Педагогические усилия по преобразованию образовательной среды позволят выявить и скорректировать стихийно складывающийся неформальный образ жизни.
Идея 4. Осуществление различных видов внеурочной деятельности, направленных на сотрудничество обучающихся по улучшению окружающей жизни и реализацию собственных потребностей и устремлений. Основной механизм осуществления такой деятельности будет реализовываться через развитие системы ученического самоуправления в школе.
Идея 5. Развитие социально – педагогического партнерства, способствующего включению обучающихся в социально – культурное пространство муниципалитета, региона, страны..