Вся информация на сайте размещена в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных"

История села Звонарев Кут

Это было ранней весной 1906 года. Было получено разрешение на образование нового села. Место для постройки было назначено в 30 км южнее города Омска около берѐзовой рощи, названной впоследствии «Флаумколок». Юго-западнее этого места, в двух километрах, находилось небольшое, но красивое естественное озеро, имевшее казахское название Шармантай (по фамилии богатого казаха, жившего раньше в летнее время недалеко от озера). За ним протянулась длинная берѐзовая роща. По просьбе населения место для основания села было перемещено к озеру Шармантай. Волостными землемерами с участием представителей из губернии новым поселенцам была отведена земля и обмежеван участок для основания села. Согласно поданным заявлениям для застройки было выделено более 50 участков на двух параллельных улицах. В конце апреля поселенцы заняли свои участки, вспахали целину и произвели первые посевы. Со временем приусадебные участки начали застраиваться жилыми домами, помещениями для скота и другими надворными постройками. Строения были глинобитными, саманными и дерновыми.

До сих пор еще на ул. Советской стоит саманный  дом. Так родилось новое село с двумя улицами (ныне Советская и Школьная). Вокруг села была оставлена земля для выпаса скота, а далее следовали земельные наделы крестьян. Земля наделялась по 12 десятин на мужскую душу. За каждый пай земли крестьянин облагался налогом, по 50 копеек в год. Лесные колки стали именоваться по фамилиям их владельцев, и сохранили свои названия до настоящего времени: «Дубсаколок», «Вольфаколок», «Флаумаколок» и т.д. Первыми переселенцами были немцы из Поволжья. Большая часть из них приехала из села Звонаревкут, поэтому новому поселению губернским управлением было дано название «Звонарев Кут». Есть предположение, что это название поволжское село получило от фамилии агента-вербовщика Звонарева, доставившего немцев из Германии до места поселения колонии (с добавлением слова «кут (куток)»). Долгое время новые земельные участки для застройки не выделялись; вновь прибывающие переселенцы в основном строились на усадьбах своих родственников. В 1915 году начали строить третью улицу (ныне улица К. Маркса), а в двадцатые годы – четвѐртую (ул. Ф. Энгельса). Население всѐ увеличивалось, и границы деревни расширялись. С 1955 года постройки велись только в рамках кварталов. В 1992 – 1995 гг. была построена улица Молодежная для специалистов акционерного общества. Быт первых поселенцев Кулаков и помещиков в селе не было, только бедняки и середняки. В хозяйствах имелись по 2 - 4 (не более 5) лошадей, 2 - 4 коровы, овцы и свиньи, по одному - два однокорпусных или двухкорпусных плуга; многие имели по одной лобогрейке (жнейка простой конструкции). Позже некоторые крестьяне обзавелись верблюдами, которые использовались для вспашки целины и для других сельскохозяйственных работ. Крестьяне сеяли пшеницу, овѐс на корм лошадям, ячмень для свиней. Хлеб вымолачивали специальными камнями. Вымолоченное зерно очищали с помощью ветра. Позже появились веялки и сортировки, которые облегчили процесс очищения зерна. 15 - 20 хозяйств вместе приобретали сортировку. В 1908 - 1910 гг. крестьяне коллективно приобрели небольшие молотилки без сортировочного механизма с конным приводом. Землю вспахивали железными однокорпусными и двухкорпусными плугами, боронование производили деревянными боронами, а затем вручную разбрасывали семена и боронили поле.

Урожай убирали лобогрейками; необмолоченный хлеб скирдовали, а глубокой осенью обмолачивали. Зерно размалывали на небольших ветряных мельницах, а полученную муку просеивали вручную через сито. Лошадям давали самые лучшие корма (сено, овѐс), а коровам скармливали объедки и солому. Летом крестьяне работали всю неделю от восхода до заката солнца. В субботу работали до четырѐх часов дня. Окончание работы извещалось звоном колоколов. В воскресенье никто не работал. Зимой работы было меньше; в основном это уход за скотом. Маленьких ягнят и телят по 2 - 3 недели держали в доме. Благодаря трудолюбию крестьян плодородная земля дала хорошие урожаи, и жизнь крестьян значительно улучшилась. Некоторые выстроили себе деревянные дома, амбары и конюшни. Коллективно приобретались сельхозмашины; у Линда Г. Я., Шефера Я. И. и Флаума Х. Х. были собственные молотилки. Ими пользовалось всѐ село; платили за аренду зерном (2% от обмолоченного). В 1912 - 1913 гг. были приобретены три молотилки с приводом от паровой машины. Ещѐ в 1908 - 1909 гг. совместно была построена большая мельница с приводом от нефтяного двигателя (на ней размалывали зерно и получали хорошую муку). Значительно улучшили свой жизненный уровень семьи, где было много мужчин, так как им отводилось больше земли. Всем селом был построен большой деревянный амбар, куда каждое хозяйство сдавало определѐнное количество пшеницы на случай неурожайных лет (страховой фонд). Тем не менее, неурожайные годы были очень страшными, особенно для крестьянина- бедняка. У некоторых часто хлеба не хватало на питание даже в урожайные года. Те крестьяне, которые не желали самостоятельно заниматься хозяйством, нанимались в батраки к зажиточным селянам (за свой труд они получали натуроплату зерном). Большое значение в жизни селян имела школа, построенная из самана в год основания села, недалеко от колокольни. В обычные дни в ней учились дети, а в воскресенье проходило богослужение. Колокольня находилась в центре села на свободной площади (на месте нынешней школы). Было два колокола: большой и маленький. Звонарями были специально обученные люди, отвечающие за это (обычно молодые, из тех, кто жил поближе). Звонить нужно было правильно, каждый набор звуков что-либо обозначал: окончание рабочей недели, сбор в церковь на богослужение, смерть человека в деревне, пожар и т. д. Если в селе умирал взрослый человек – звонили в большой колокол, если умирал ребѐнок – звонили в маленький (дети тогда умирали часто). При выносе покойного звонили в оба колокола. Если случалась буря, звонили всю ночь, чтобы люди не заблудились и ориентировались на звон. С этой же целью вдоль дороги ставили специальные указатели (выглядели они, как высокая тренога (с рост человека), к верхней части которой привязывали солому или ветки). В деревне было организовано постоянное ночное дежурство, к которому в порядке очереди привлекалось всѐ население. На богослужение ходили все: и взрослые, и дети. Посещение церкви было обязательным. В семье устанавливался определѐнный порядок, когда и кто идѐт в церковь. Люди постарше в церкви сидели отдельной группой ближе к шульмайстеру (учителю проповеднику, который проводил богослужение). Мужчины сидели по одну сторону, а женщины – по другую; молодые сзади. У каждого была книга молитв; проповедник объявлял номер страницы в книге для чтения молитвы. Группой старейших жителей села избирался церковный староста. Он собирал с прихожан дань (несколько копеек) на церковные нужды. Управление на селе Жители села избирали на общем собрании главу – старосту на неопределѐнный срок (пока не появится необходимость сменить его). Помимо старосты избирались помощники, сотники. Обычно это было два человека, которые следили за порядком в селе, исполняли указания старосты. Они же собирали с населения взносы (налоги), которые шли на содержание школы – церкви, на общие нужды села. Для решения важных вопросов собирались старшие жители села (мужчины). Например, совместно решали вопросы противопожарной безопасности (в случае пожара каждый житель знал, что делать; около каждого дома был указатель (трафарет) того инвентаря, с каким надо было приходить на тушение пожара). Регистрацией браков занималась церковь, но не учитель. Приглашали пастора из Омска; велись обязательные церковные книги регистрации браков. Рождение детей регистрировал шульмайстер. В конце 30-х годов был открыт  магазин, в котором продавались промышленные товары, а другой магазин («сельпо») торговал продовольственными и хозяйственными товарами. В годы войны «сельмаг» был закрыт. В начале пятидесятых годов был открыт «дежурный» магазин, который существовал до образования специального продовольственного магазина. До 1957 года торговлей на селе занималось Звонаревокутское сельское потребительское общество (сельпо), где на общем собрании пайщиков избиралось правление «сельпо» для руководства и снабжения товарами; избирались продавцы. С 1957 года эту работу выполняло Сосновское кооперативное предприятие. В 1961 году вновь создано Звонаревокутское кооппредприятие. В 1906 году в центре села была построена начальная школа.

Первым учителем был Гергерт. Долгие годы работал Вайнерт. В первые годы в школе обучались около ста учеников; с увеличением населения увеличилось и число учащихся. На содержание учителя и церковного проповедника население платило определѐнную плату, независимо от наличия детей. Топливом (дровами и кизяком – нарезанным кирпичами и высушенным коровяком) школу обеспечивали родители (в зависимости от числа учащихся в семье). В школе была очень строгая дисциплина. Ученикам самим приходилось ходить за ракитой, с помощью которой непослушные мальчики наказывались учителем. Девочки получали наказание только линейкой. Лучшие ученики сидели на передних партах, а отстающие – на задних. Учащиеся всех четырѐх классов занимались в одну смену и в одном классе. В начальной школе детей обучали чтению, письму, арифметике; также изучали библию и молитвенники. В 1911-м неурожайном году в школе была организована столовая, где дети бедных селян получали бесплатное питание. В деревне, кроме учителя, не было грамотных, имевших более 4 классов образования. До 1920 года в селе не было медицинского работника. Свирепствовали заразные болезни. Особенно страшны были заболевания натуральной оспой и тифом. Много детей умирало от дифтерии и различных осложнений после кори и скарлатины. Иногда в день хоронили по 2-3 человека.  В 1914 году началась первая мировая война. Была проведена всеобщая мобилизация населения. Многие мужчины ушли на фронт. Мобилизация проходила ещѐ и в 1915-1916 годах. Некоторые участники войны не вернулись с фронта. Это Вольф Готлиб, Крайс Христьян, Крайс Генрих и Миллер Франц. С началом войны цены на все товары резко возросли. Стало трудно доставать товары первой необходимости (мыло, спички, соль). В то время как в европейской части страны Октябрьская революция овладела умами и сердцами рабочих и крестьян, в сибирской деревне ничего заметного не происходило. Деревня, как была буржуазной, так и осталась. Когда Колчак со своими отрядами шѐл в наступление и стремился захватить всю Сибирь, крестьяне мало знали про него. Из числа мобилизованных некоторые сельчане попали в отряды Колчака. При возможности они переходили в Красную армию (Крайс А. И., Гросс Готф. Хр., Браун И. И.) В ноябре 1919 года, когда Красная армия прогнала войско Колчака, жители деревни почувствовали жестокость белой армии по отношению к народу. Один день во время отступления большой отряд из колчаковской армии остановился в с. Звонарев Кут. Солдаты разместились в домах крестьян: брали у них всѐ без спросу (лошадей, брички, сани – всѐ, что им понравилось), овѐс на корм лошадям сыпали прямо на землю, заставляли хозяев готовить им вкусную пищу, а если те сопротивлялись, угрожали убийством. Многие хозяева, видя такую грубость, закрывали свои конюшни и амбары на замки и прятались. Это длилось одни сутки. На следующий день под вечер пришли отряды Красной армии и прогнали колчаковцев. Красноармейцы остановились на ночлег: попросили хозяев поставить лошадей в сарай и накормить их, самовольно ничего не делали. На утро следующего дня они отправились в путь в северо-восточном направлении, прогоняя армию Колчака. Установление советской власти в селе. После изгнания армии Колчака в деревню пришла советская власть. В 1922 году образовался Звонаревокутский сельский Совет рабоче-крестьянских депутатов; председателем был избран Вольф Генрих Богданович.

Во второй половине 20-х годов по решению правительства церковь была отдельна от государства, а школа от церкви. В школе отменили изучение закона Божьего, появились новые учителя. Первым учителем при советской власти был Петухов Александр Васильевич, который проработал в школе с небольшим перерывом до 1956 года. В селе появились первые коммунисты: Руппель Давыд, Корн Карл, немного позже Бусс Пѐтр. В 1922 году образовалась первая партийная ячейка. Началась работа по вовлечению крестьянин в небольшие коллективы, где они вместе обрабатывали землю. В 1926 году образовались первые 2 товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы): «Свой труд» и «Хлебороб». Членами ТОЗа «Свой труд» были Шмидт Иван Готлибович, Гросс Фридрих Христьянович, Гросс Генрих Генрихович, Цицер Иван Егорович, Гросс Генрих Мартынович, Гросс Александр Мартынович, Гросс Готфрид Александрович, Вебер Эдуард Эдуардович и Руппель Фридрих. Через некоторое время вступил в хозяйство бедняк Краус Христьян. Председателем был Руппель Фридрих. Членами ТОЗа «Хлебороб» были Вайнерт Иван Иванович (он был председателем), Крайс Генрих Генрихович, Крайс Готфрид Генрихович, Шефер Яков Иванович, Шефер Александр Яковлевич, Флаум Фридрих Генрихович, Флаум Готфридт Генрихович, Круч Фридрих Готфридович, Круч Готфрид Каспарович, Вольф Христьян Христьянович, Вольф Христьян Готлибович, Вольф Давыд 1937-1938 гг. навсегда покинули село Искам Готфрид, Гросс Генрих Генрихович (бригадир тракторной бригады), Гросс Генрих Генрихович (тракторист), Айрих Пѐтр Петрович, Кноль Готлиб Готлибович. Позднее посмертно реабилитированы: Гросс Генрих Генрихович (бригадир) и Гросс Генрих Дом семьи Шефер. Генрихович (тракторист); о других ничего неизвестно. Председателем сельского Совета в годы репрессий был Вайсгаупт Иван Иванович – коммунист, прибывший из Германии (его там преследовали). Он старался делать всѐ возможное, чтобы как можно меньше страдали раскулаченные семьи, чтобы их не отправляли в ссылку. В 1934 году колхоз приобрѐл первые две автомашины ГАЗ-АА грузоподъѐмностью 1,5 тонны. Первыми шоферами были Гросс Яков Генрихович и Штель Каспар Петрович. В 1935 году в селе Сосновка образовалась МТС, с появлением которой колхоз получил для работы трактора, молотилки, позже прицепной комбайн и необходимый сельхозинвентарь. Хлеба убирались комбайнами и только прямым комбайнированием, в результате чего зерно получалось худшего качества, чем при раздельной уборке. В первые годы трактора и комбайны работали плохо; были частыми поломки, так как трактора были отечественного производства (очень низкого качества). Но были и заграничные гусеничные трактора «Катипелар». Не хватало квалифицированных механизаторов. Со временем улучшилось качество машин, люди научились работать с ними. Увеличились посевные площади, поголовье скота, число техники и транспортных средств. В 1933-1934 гг. установили ветродвигатель, который качал воду в корыта. Колхоз заложил большой фруктовый сад, которому много сил и энергии отдал колхозный садовод Вольф Готфрид Готлибович. Были приобретены пчѐлы, которыми занимался опытный пчеловод Думлер Фридрих Яковлевич. В 1937 году колхоз получил хороший урожай. На один трудодень давали 12 килограмм пшеницы, 3-4 килограмма зернофуража, по 200 грамм растительного масла. Колхоз выращивал не только зерновые, но и масличные культуры, разводил коров, овец, свиней. Продукцию колхозного сада продавали людям, на базаре. Большая часть полученного урожая уходила на натуроплату зерном в МТС (примерно в 2 раза превышала государственные поставки). Трактористам платили за один трудодень 3 кг зерна, 2-50 руб. независимо от урожайности. Трактористами были местные жители, но числились рабочими МТС. В 1939 году передовые колхозники были посланы на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву, а колхоз им. Карла Маркса стал участником сельскохозяйственной выставки за высокие показатели на выращивании хлеба. В том же году в Москве состоялся второй съезд колхозников, после чего колхозу был вручен «Акт на вечное пользование землѐй». «Акт» представлял собой большую книгу, размером примерно 30х50 см, с толстыми обложками тѐмно-синего цвета. На обложке было крупными золотыми буквами напечатано «Государственный акт на вечное пользование землѐй колхозом». В книге описывались подробно границы землепользователя, общая площадь земель и пашни, кому она передана и т. д. Культурный уровень села к 1940 году К 1940 году колхоз стал крупным кооперативным сельским хозяйством. Колхозники получали в достатке хлеб, масло растительное, корм для индивидуального скота и т. д. Всѐ, что производилось в колхозе, понемногу выдавалось на трудодни, даже кизяк. Улучшился культурный уровень села. Ещѐ в 1920 году был открыт фельдшерский пункт, где фельдшером работал Протопопов. Здание фельдшерского пункта находилось на свободной площади села. В селе открылись детские ясли и родильный дом. В 1927-1929 гг. была построена новая школа, а в 1935 году школа стала семилетней. Ученики получали возможность получать неполное среднее образование в своѐм селе. Со дня образования села обучение в школе велось на немецком языке, до 1937 года; после обучение велось на русском языке. В 1937 году был выстроен большой клуб со зрительным залом на 250 мест. С появлением хорошего клуба на селе колхозники часто посещали концерты, смотрели кинокартины, слушали лекции и т. д. При сельском Совете появилась сельская библиотека в 1938 году. В 1941 году начали строить новую школу; были возведены уже стены из самана, но началась война. Великая Отечественная Война Великая Отечественная Война принесла советским людям неимоверные испытания. На судьбе немецкого народа она оставила особенно глубокий след. Трагичность положения советских немцев заключалось в том, что опасность пришла с родины их предков, из Германии.

22 июня 1941 года, в воскресенье, в тѐплый солнечный день колхозники отмечали окончание сева – в районном центре с. Азово проводился праздник – сабантуй. Колхозники ездили туда на лошадях, возили даже воду для питья. О начале войны узнали во второй половине дня – приехали представители из района и МТС. Они провели митинг и сообщили о начале войны. На фронт никого из Звонарева Кута не взяли. Но те, кто в это время служил в Красной армии, сразу же попали на фронт. Девять человек из них погибли. 28 августа 1941 года был издан Указ о выселении немцев с Поволжья, Украины и Кавказа и депортации их на восток страны. В сентябре 1941 года из Звонарева Кута и других сѐл, где проживало немецкое население, стали забирать мужчин в трудовую армию (на заводы в г. Омск). В конце сентября начали прибывать первые переселенцы из поволжского села Гусенбах – Гофман, Пропп, Брунгардт, Сейльбах, Шварц, Девальд, Шмидт, Лейс, несколько семей Суппес и другие. В декабре 1941 года вновь была произведена большая мобилизация мужчин; они отправлялись на работу в другие области. Самая большая партия мужчин была отправлена в трудармию в марте 1942 года (всех трудоспособных в возрасте от 16 до 55 лет отправили работать на шахты, железные дороги, рудники, лесоповалы – всего 86 человек). В декабре 1942 года начали отправлять в трудармию и женщин – молодых девушек и женщин, имеющих детей старше 3-х лет, независимо от количества детей. Если в семье были бабушка и дедушка, на них могли оставить и совсем маленьких детей. На полях работали подростки, женщины и старики. Всѐ, что колхоз производил – хлеб, мясо, масло, овощи – отправляли на фронт. Жизнь стала очень тяжѐлой. Питались одной картошкой, и той не хватало. В 1943 году в помещении клуба был открыт детский дом № 212, где находились дети-сироты (дети, родители которых были на фронте и в трудармии). В военные годы дети ходили голодными и в лохмотьях, часто болели; многие умирали. Зимой 1943 года в село прибыли переселенцы из Калмыкии, которые были также выселены со своей родины. Было их семей 8-10. Им жилось очень тяжело. В годы войны колхозники на трудодни фактически ничего не получали. Более того, облагались большими налогами и натуроплатой (картофель, мясо, молоко, яйцо, шерсть, шкуры). С большим трудом селяне пережили военные годы. Наконец наступил долгожданный день – день победы над гитлеровской Германией. По окончании войны из трудармии сразу не отпускали. Только в 1946 году стали отпускать домой в отпуск. В сѐлах местные власти всячески старались задержать людей (даже райкомы вмешивались), так как в колхозах нужны были рабочие руки. Они отправляли в места пребывания трудармейцев различные справки, документы, но многим приходилось возвращаться обратно. За самовольное оставление места работы трудармейцев судили. Первые демобилизованные стали возвращаться из трудармии только в 1947-1948 годах, и так вплоть до 1954 года. Но вернулись далеко не все. Около 40 человек умерли или погибли из-за невыносимо тяжѐлых условий работы. Восстановление народного хозяйства после войны.  По окончании войны в селе постепенно начала налаживаться жизнь. Вернулись с трудармии жители села. На колхозных полях снова появились трактора и другие сельхозмашины; колхоз приобрѐл новые автомашины, колхозники стали получать хлеб и другие продукты на трудодни, а также немного денег. Началось строительство новых домов, животноводческих помещений и других производственных объектов. Значительно улучшилось положение и в детском доме, где дети стали получать хорошую одежду и разнообразную пищу. В 1954 году детский дом был расформирован. В 1947 году в селе появилось электричество. Был установлен небольшой нефтяной двигатель мощностью 25 лошадиных сил и генератор в 20 Квт. Свет проводили только в комнаты и кухню, пользоваться разрешалось только 1-2 лампочками. Пользоваться другими электроприборами запрещалось. Свет горел только по утрам и вечерам. В том же году многие колхозники приобрели себе детекторные радиоприѐмники с наушниками. Через год колхоз радиофицировал всѐ село. Началась работа по электрификации тока; на сортировках с ручным приводом ставили электромоторы, что значительно облегчило труд. Примерно в 1952 году было проведено укрупнение колхоза. В колхоз им. Карла Маркса вошли колхозы «III интернационал» (с. Круч), «13 лет РККА» (с.Гауф) и колхоз им. Кирова (аулы Тарбак и Таймас). Реорганизация колхоза в совхоз 11 марта 1957 года по решению Совета Министров и ЦК КПСС многие колхозы были реорганизованы в совхозы, в том числе и колхоз имени Карла Маркса, который входил в состав Сосновского совхоза. Село стало крупным отделением совхоза. Изменилась оплата труда: вместо трудодней, по которым колхозники получали натуроплату, стали ежемесячно получать заработную плату. В 1960 году на базе отделений Сосновского совхоза (сс. Звонарев Кут, Путь социализма, Пяташное, Кошкарево, Круч, Гауф, аулы Таймас, Тарбак и Сенагуз) было образовано опытное хозяйство сибирской машиноиспытательной станции с центром в селе Звонарев Кут. Но через месяц весь Сосновский совхоз был реорганизован в опытное хозяйство сибирской МИС, и с. Звонарев Кут снова стало отделением № 1 хозяйства. Село получило дальнейшее социально-культурное развитие. В 1966 году было построено новое двухэтажное здание средней школы. В том же году село было электрифицировано от ЛЭП. В 1968 году построено новое здание сельского Дома культуры со зрительным залом на 200 мест. Ещѐ в 1965 году началась газификация квартир сжиженным газом. Ежегодно возводились новые производственные помещения. В 1971 году начато строительство водопровода и весной следующего года вода поступила в деревню. Отделение занималось производством зерновых культур, молока, мяса и яиц. Функционировали птицеферма, свиноферма, овцеферма. Впоследствии они были ликвидированы, и отделение стало производить только зерновые культуры, молоко и мясо. С механизацией трудоѐмких процессов в животноводстве и улучшением технологий в растениеводстве снизилась потребность в рабочих. Сельская молодѐжь по окончании средней школы вследствие отсутствия работы на селе вынуждена была уезжать в город. Практически прекратилось строительство жилья хозяйством; строилось только самостоятельно. Во всех крупных насѐленных пунктах в восьмидесятые годы были асфальтированы дороги. Население села Звонарев Кут неоднократно обращалось к дирекции ОПХ Сиб МИС по вопросам социального развития села, и в частности асфальтированию дороги до Русско-Полянского тракта. Но каждый раз население получало отказ. Тогда население села стало выступать перед вышестоящими организациями с требованиями о создании в селе Звонарев Кут отдельного совхоза. После долгих хлопот 1 апреля 1990 года на базе 1- го и 2-го отделений ОПХ Сиб МИС (сс. Звонарев Кут, Кошкарево и Круч) был образован Звонаревокутский совхоз. Село Звонарев Кут стало центральной усадьбой нового совхоза. Директором был избран Еникеев Ильфир Фазыльянович.  Всего рабочих в данном хозяйстве было 564 человека; КРС – 5327, лошадей – 153, машинный парк – 54 ед.  В декабре 1992 года совхоз был реорганизован в ЗАО «Звонаревокутское». Согласно политике приватизации люди стали приватизировать поселковое и совхозное жильѐ, получать имущественные паи (работники АО). Появились крестьянские фермерские хозяйства. Площадь КФХ «Нива-2» (глава Файфер В. Э.) составляла 1150 га и 1530 га для пастбищ. Строительство В 1990 году начали строить новую улицу (Молодѐжную) для главных специалистов, дома для директора совхоза, главного зоотехника, рабочих, зерносклад, сушилку, автогараж. Покрыли асфальтом ул. Советскую, началось асфальтирование дороги Звонарев Кут, с выходом на Русско-Полянский тракт. В 1991 году асфальтировали улицу Школьную, в 1992-м – улицу Энгельса. В 1994-1995 гг. полностью построена улица Молодѐжная (13 домов). Всего в с. Звонарев Кут было построено 22 дома. На средства из российского бюджета была построена амбулатория в с. Звонарев Кут. Акционерное общество построило в это время центральный склад и телятник. Полностью были асфальтированы улицы с. Звонарев Кут, а также дорога на село Азово с выходом на Одесский тракт. Всего было покрыто асфальтом 48 км дорог. В 1993 году началось строительство кирпичного завода, который должен был начать выпуск продукции в 1998 году, но из-за нехватки финансовых средств строительство не было завершено (открытие завода произошло в марте 2005 года). В 1994 году началось строительство новой школы на 420 мест, но также не было закончено (открыли школу 1 сентября 2000 года). Акционерное общество работает с прибылью, выплачивая своевременно заработную плату и дивиденды. Определѐнная помощь оказывается ветеранам труда и войны, пенсионерам. В начале 90-х годов экономическое положение ухудшилось. Задерживается выплата зарплаты на несколько месяцев, не выделяются деньги на содержание учреждений бюджетной сферы. Серии забастовок, сокращение штатов по учреждениям, удорожание жизни, рост цен, инфляция рубля, рост безработицы, преступности и коррупции послужили причинами эмиграции коренных жителей в Германию, которая продолжается более 18 лет. Основная часть населения уехала до 1997 года (около 70% от 1221 жителя). В селе проживают люди 17 национальностей. Приезжали в село переселенцы из Средней Азии (в основном из Казахстана). Практически население сменилось на 90%. До 2000 года обучение детей проходило в здании школы, построенной в 1966 году.

 В селе имеется Дом культуры, сельская библиотека, центр встреч, магазины, кирпичный завод,  школа.

 

Центр встреч


Создать бесплатный сайт с uCoz