Гендерное воспитание
Формирование гендерной идентичности детей дошкольного
возраста в условиях дошкольного учреждения
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное)воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.
Таким
образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в
формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных
обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)
Для развития
начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание воспитанию у них эмоциональной
устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к
представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность
защищать.
Для развития
начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости,
скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению
конфликтов.
Формирование гендернойидентичности мальчиков и девочек
возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность
общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные
особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним
из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание
полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек
(выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление
прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Кроме того,
необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения
заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек
именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними,
беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком,
а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим
определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими
специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний
родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерноговоспитания детей. К сожалению, в
настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной
области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по
формированиюгендерной компетентности сначала
педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и
педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей.
Рассмотрим
этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях
дошкольного учреждения:
Этапы
работы |
Дети |
Педагоги |
Родители |
1.Диагностический |
Интервьюирование Цель:
определение уровня гендерной идентификации и устойчивости
гендера |
Анкетирование Цель:
определение уровня знаний в области гендера |
Анкетирование Цель:
определение уровня гендерной идентификации и устойчивости
гендера |
2.Формирующий |
На
занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях
(дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические
занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия;
индивидуальные беседы. |
Консультации,
деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум |
Общее
установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия
с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов и газеты
детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье,
обучающие семинары, стендовые консультации |
3.Заключительный |
Интервьюирование |
Анкетирование |
Анкетирование |
Определение
уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение
форм и методов для их реализации. |
Собрав и
проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов и
родителей, составляется план работы на учебный год. Затем приступаем к
реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и
задач формирующего этапа работы.
Цель
формирующего этапа работы : сформированная устойчивость гендера у детей
Задачи
формирующего этапа работы:
Работа с
детьми
-
Формирование начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек,
способствующих развитию гендерного самосознания, осознанию образа
«Я» мальчика/девочки (в настоящее время, в будущем) и его устойчивости,
неизменности;
-
Формирование положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины,
женщины, мамы, папы и т.д.).
Работа с
педагогами и родителями
- Повышение
компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования гендерной идентичности у детей.
Работа с
детьми осуществлялась
на музыкальных, физкультурных занятиях, а так же на занятиях дополнительного
образования (LEGO- конструирование, творческая мастерская, компьютерно-игровой
комплекс, литературно-драматический кружок, музыкально-ритмическая гимнастика,
фольклорно-музыкальный кружок).
В структуру
каждого занятия включались следующие элементы:
Гендерное приветствие и прощание (Доброе
утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до
свидания маленькие рыцари и т.д.)
Игровое
упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком
позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский
этикет» и др.)
На занятиях
LEGO- конструирования в старших группах используется один раз в месяц
металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие
проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из
металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они
закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия
различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное,
навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни
(прибить гвоздь и т.д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из
мозаики. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают
работы друг друга.
На занятия
физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия
музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в
определенной одежде: девочки в купальниках, а мальчики в велосипедках. Такой
внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается
более продуктивным. Кроме того, к каждому празднику в детском саду педагог
готовит с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя
определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки» и др. Движения,
разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте,
грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение
добиваться поставленной цели.
На занятиях
литературно-драматического кружка мальчики и девочки слушают сказки, рассказы,
рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются
типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны).
Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие
задания: «Я начну, а вы продолжите». Три раза в год педагог вместе с детьми
проводит открытые мероприятия («Есенинские осенины», «Пушкинский бал» и др.),
где декорации, внешний вид детей — все соответствует эпохе того времени,
которое обыгрывают дети. Это и бальные наряды девочек и фраки с цилиндрами у
мальчиков. Отрабатывается походка, стиль общения и т.д.
На занятиях
фольклорно-музыкального кружка дети знакомятся с национальным русским мужским и
женским костюмом, традициями, русскими народными играми и др. В колыбельных
песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к
девочке, мальчику. Занятия в музее детского сада «Русская изба» способствуют не
просто формированию гендерной идентичности, но и помогают
сформировать у детей нравственно-патриотические качества, учат уважать старших.
На посиделках в «Русской избе» девочки плетут бусики, а мальчики учатся топить
печку и т.д. Участвуя в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети
наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя,
приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.
На занятиях
в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаются условия для
того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно,
эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания,
учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные
признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и
былинного героя, наделенного чертами мужественности), отражают принадлежность к
определенной профессии. Педагог привлекает мальчиков и девочек к оценке работ
друг друга, организует выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.
На занятиях
в Компьютерно-игровом комплексе ребята имеют возможность играть и выполнять
задания с учётом индивидуальных особенностей: выбирать уровень сложности игры
(мальчики часто выбирают сразу более высокий уровень сложности, а девочки
начинают с самого лёгкого), создавать рисунки (дети сами выбирают темы:
мальчики чаще рисуют машины, роботов, а девочки - домики, зверят) и моделировать
костюмы, машины, карнавальные маски в соответствии со своими предпочтениями.
Есть программы, закрепляющие знания детей о
гендере. На таких занятиях дети сначала наряжают персонажей разного пола,
выбирают для них профессии в компьютернойпрограмме, а затем то же - в дидактических
играх.
Помимо
специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в
повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная
организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять
роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и
принять свой гендер.
Вечера
досуга, с привлечением мам и пап — прекрасная возможность показать значимость
своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям
необходимость сотрудничества по формированиюгендерной идентификации их детей, т.к.
представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при
формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек.
Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка,
девочки», различные выставки «Мир глазами девочек (мальчиков)», «Лего-проекты
наших девочек и мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.
Работа с
педагогами заключается
в повышении их компетентности по вопросам формирования гендерной идентичности детей, а также по
вопросам сотрудничества с родителями по данному направлению. Это различные
консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста»,
«Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной
литературой — как средство формирования начал мужественности и женственности у
детей», «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с
учетом гендерных особенностей детей» и др.
Работа с
родителями включает в
себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование
(стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например,
проводится консультация: «Игра — средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится
практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на
словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают
способы игровой деятельности.
Можно
предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры,
в которые я (мы) люблю (им) играть».
Вариантов
форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество,
главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители
должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в
будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с
огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного
решения, соответствующего его социальной роли.
Литература
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира.-Москва, 1998.
- Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. 6
- Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. 6
- Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. 5
- Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. 4
- М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.