Вся информация на сайте размещена в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных"

Экологическая тропа (направления работы)

Формы работы с детьми на экологической тропе

Создание учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм работы с учащимися по изучению и охране природы.

Мы предлагаем лишь некоторые из них.

1. Например: работа по месяцам на экологической тропе.

Сентябрь: Деревья на экологической тропе. Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине — к теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев для поделок.

Изготовление композиций из природного материала.

Октябрь: Живая и неживая природа. Слушание музыки из цикла “Времена года. Осень” П. И. Чайковского. Поиск объектов живой и неживой природы.

Беседа о признаках живых организмов.

Ноябрь: Вода в природе. Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде. Поиск льда под снегом.

Рисование на тему “Кого река повстречала на своем пути?”.

Декабрь: Деревья зимой (лиственница). Рассматривание силуэтов деревьев. Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.

Отобразить схематично то, что интересного увидели во время экскурсии.

2. Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу.

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты: не только разместить изображения животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;  ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

3. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников проще, для старших - сложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.

Примеры пар по сложности: белка-шишка; лишайник-воздух; нефтяная авария-гибель птиц; тепловая электростанция - аллергические заболевания; чистка зубов - энергия (экономия воды); гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство).

Примечание: в конце игры дети могут свой ответ нарисовать; каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи.

4. Викторина.

А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.

1. Я день-деньской стучу-стучу. Я врач лесной. Я лес лечу.

2. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ...

3. Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Это кто? ...

4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.

5. Синяя косынка, тёмненькая спинка Маленькая птичка. Звать её...

Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?  (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
14. Какие птицы живут у нас только зимой?

15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

В) Викторина о зимующих птицах.

Вопросы:

1. Какая птица наших мест живет дольше всех?

2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

4. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему?

5. Воробей – это вредная или полезная птица?

6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

8. Какие птицы строят гнезда в январе?

9. Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы.

1. Ворон живет 100 лет.

2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

3. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

7. Самый длинный хвост у сороки.

8. В январе строят гнезда клесты.

9. Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.

Г) Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы?
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой?
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой?
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека?
  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом?
  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят?
  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас?
  9. Название, какой зимующей птицы созвучно с названием танца?
  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол?
  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
  14. Сколько разных синиц живет в наших местах?
  15. Какие птицы живут у нас только зимой?
  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?
  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов?

Д) Викторина про птиц.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)

5. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянная бутылка.
  • Пластиковая бутылка.
  • Бумажные фантики от конфет.
  • Гвозди.
  • Кожура банана, огрызки яблок.
  • Метла из веток.
  • Старая футболка.
  • Газеты.
  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

6. Эмоциональные ситуации.

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.


Создать бесплатный сайт с uCoz