Вся информация на сайте размещена в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных"

Анализ результатов ВПР

ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ

результатов Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в 2019 году

на территории Омской области (в разрезе классов и предметов)

 

В 2019 году в ВПР приняли участие 83,8 тыс. обучающихся
из 679 образовательных организаций, расположенных на территории Омской области (далее – ОО), что составило 39,3 % от общего количества. По сравнению с 2018 годом доля обучающихся, поучаствовавших в ВПР, увеличилась на 10 %.

На территории Омской области в ВПР принимали участие
все общеобразовательные организации (далее – ОО), в которых есть учащиеся
4-х, 5-х и 6-х классов. Для обучающихся 7 классов ВПР проводились в режиме апробации. Решение об участии в ВПР в 11-х классах (перечень предметов, количество и состав участников) принимала ОО. В соответствии с
Планом действий, направленным на улучшение состояния обучения биологии, химии
в общем образовании, на 2018 – 2020 годы, участие в ВПР по биологии и химии обязательным для всех организаций.

 

Класс

Анализ результатов ВПР в разрезе предметов

4 класс

Основные затруднения у обучающихся 4 класса при выполнении ВПР
по математике возникли при выполнении заданий № 9 (2), 12. Задание № 9 (2) – направлено на оценку сформированности умения интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы), средний процент выполнения указанного задания по Омской области составил 42 %, по России – 45 %.

Задание № 12 – направлено на оценку умения владеть основами логического и алгоритмического мышления (решать задачи в 3-4 действия), средний процент выполнения этого задания по Омской области составил 19 %, по России – 20 %.

Наиболее успешно обучающиеся 4 класса справились с выполнением задания № 1, оценивавшем сформированность умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Средний процент выполнения данного задания в Омской области составил 94 %, в России – 95 %. 3,5 % обучающихся 4 класса Омской области не справилось с выполнением ВПР по математике, что на 1,1 % превышает общероссийский показатель. Таким образом, можно сделать вывод, что результаты выполнения ВПР по математике в 4 классах в Омской области находятся на уровне, близком к общероссийским показателям.

Основные затруднения у обучающихся 4 класса при выполнении ВПР по окружающему миру возникли при выполнении заданий
№ 6 (2) и 10 (2).

Задание № 6 (2) Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака. Процент выполнения данного задания в Омской области составил 46 %, по России – 48 %.

Задание № 10(2) – направлено на оценку сформированности основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края. Средний процент выполнения данного задания составил по Омской области составил 47 %, по России – 49 %.

Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 1, направленного на оценку сформированности умения владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использовать различных способов анализа, передачи информации
в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символические средства для решения задач. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил
91 %, по России – 93 %.

1,2 % обучающихся 4 класса Омской области не справилось с выполнением ВПР по окружающему миру. Таким образом, можно сделать вывод, что результаты выполнения ВПР по окружающему миру в 4 классах в Омской области на уровне, близком к общероссийским показателям.

Основные затруднения у обучающихся 4 класса при выполнении ВПР
по русскому языку возникли при выполнении заданий № 15 (1,2). Задание № 15 (1,2) направлено на оценку умения на основе данной информации
и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы,
интерпретировать содержащуюся в тексте информацию. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 47 % за часть
1 и 37 % за часть 2, средний процент выполнения данного задания по России составил 49 % за часть 1,42 % – за часть 2. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 1 (2), направленного на оценку сформированности умения писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 88 %,
по России – 89 %. 7,3 % обучающихся 4 класса Омской области не справилось с выполнением ВПР по русскому языку, что в полтора раза превышает общероссийский показатель. Таким образом, обучающиеся 4 класса хуже всего справились с выполнением ВПР по русскому языку. В целом, показатели Омской области по выполнению ВПР в 4 классе находятся на уровне, близком к общероссийскому

5 класс

 

У половины обучающихся 5 класса (52 %) по русскому языку не сформировано умение «Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий». Также у большинства (52 %) обучающихся не сформировано умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия. По остальным планируемым результатам сохраняется тенденция общероссийских показателей. Каждый 5 обучающийся Омской области не справился с работой (19,5 %), по стране доля таких обучающихся ниже (13,5 %).

По математике в 5 классе у 48 % не сформировано умение использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий. У 70 % обучающихся не сформировано умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, однако это затруднение не только обучающихся Омской области, но и 58 % пятиклассников по всей России. С математикой 5 класса не справилось 15,2 % обучающихся региона, по стране – 11,6 %.

По биологии в 5 классе у 88 % обучающихся сформировано умение формировать первоначальные систематизированные представления
о биологических объектах, а в России только у 62 %. У 68 % обучающихся
не сформировано умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему
и окружающих, по России это умение не сформировано у 48 %, поэтому достижение данного планируемого результата является проблемой региона.
У 71 % обучающихся не сформировано умение «формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования», по России – у 54 % обучающихся.
С биологией в 5 классе не справилось 2,5 % обучающихся региона, по стране
2,9 %. В целом можно говорить о достижении планируемых результатов за курс биологии в 5 классе.

У половины обучающихся 5 класса по истории не сформировано умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации не сформировано у 71 % обучающихся, данная тенденция прослежена по стране, но значение показателя выше на 14 %. Обучающиеся Омской области успешнее работают с изобразительными историческими источниками, понимают и интерпретируют содержащуюся в них информацию, чем обучающие в других регионах (Омская область – 77 %, по стране 60 %). С историей в 5 классе не справилось 7,6 % обучающихся региона, по стране – 7,9 %

6 класс

 

Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по биологии возникли при выполнении заданий № 4 (2) и 8 (3). Задание № 4 (2) направлено на оценку сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 20 %, по России – 58 %. Таким образом, данное затруднение характерно только для Омской области и его нельзя отнести к разряду общероссийских. Задание № 8 (3) – направлено на оценку сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы. Средний процент выполнения задания по Омской области составил 23 %, по России – 25 %. Наиболее успешно обучающиеся 6 класса справились с выполнением задания № 7 на оценку сформированности умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; приобретение опыта использования методов биологической науки
и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 86 % за часть 1 и 60 % – за часть 2, по России – 75 % за часть
1 и 39 % – за часть 2. Таким образом, в части заданий обучающиеся 6 класса
из Омской области показали результаты на уровне общероссийских, при выполнении других заданий – результаты значительно ниже общероссийских, при выполнении третьих – результаты выше общероссийских. 8 % шестиклассников Омской области не справилось с выполнением ВПР
по биологии, что на 1,2 % превышает общероссийские показатели.

Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР
по географии возникли при выполнении заданий № 2 (1) и 7.
Задание 2.1. направлено на оценку сформированности умения владеть основами картографической грамотности и использовать географической карты
для решения разнообразных задач, использовать различные источники географической информации для решения учебных задач, смысловое чтение. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил
39 % – за К1 и 27 % – за К2, по России – 44 % за К1, 34 % – за К2. Таким образом, данное затруднение не является специфическим и характерно для обучающихся всей страны. Задание № 7 направлено на оценку сформированности представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 32 %, по России – 55 %. Таким образом, данное затруднение характерно для обучающихся Омской области и не является общероссийским. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 9 К1
на оценку сформированности представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Средний процент выполнения задания по Омской области составил 85 %, по России – 84 %. Можно сделать вывод, что результаты Омской области в ВПР по географии в 6 классе находятся на уровне, близком к общероссийскому. 6,2 % шестиклассников Омской области не справились с выполнением ВПР по географии, что в полтора раза выше общероссийских показателей.

Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по истории возникли при выполнении заданий № 6 (2) и 7. Задание № 6(2) – направлено на оценку сформированности умения использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 29 %, по России – 34 %. Задание № 7 – направлено на оценку сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 28 %, по России – 32 %. Таким образом, затруднения, возникшие у обучающихся Омской области, являются характерными для обучающихся страны. Наиболее успешно обучающиеся 6 класса справились с выполнением задания № 8, оценивавшим умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 86 %, по России – 87 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся Омской области испытывали те же затруднения, что и обучающиеся страны. 13,6 % шестиклассников Омской области не справилось с выполнением ВПР по истории, что в полтора раза превышает общероссийские показатели.

Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР
по математике возникли при выполнении заданий № 11 и 13. Задание № 11 направлено на оценку сформированности умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера
и задач их смежных дисциплин, решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины. Средний процент выполнения работы по Омской области составил 17 %, по России – 33 %. Таким образом, данное затруднение характерно не только для обучающихся Омской области, но и для всей страны, при этом процент выполнения данного задания в Омской области в 2 раза ниже, чем в России. Задание № 13 направлено на оценку сформированности умения проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений, решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности. Средний процент выполнения указанного задания по Омской области составил 9 %, по России – 13 %. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 6, оценивавшем сформированность умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил
85 %, по России – 84 %. Таким образом, можно сделать вывод, что
для обучающихся Омской области характерны те же затруднения при выполнении ВПР по математике, что и для обучающихся страны в целом.
15,6 % шестиклассников Омской области не справилось с выполнением ВПР
по математике, что на 4,2 % больше общероссийского показателя.

Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по обществознанию возникли при выполнении задания № 6 (1 и 2). Задание № 6
(1 и 2) направлено на оценку сформированности умения применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин, выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 39 % за 1 часть и 23 % – за вторую часть, по России – 42 % за 1 часть, 25 за 2 часть. Следовательно, данные затруднения являются характерными для обучающихся 6 класса всей страны. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 4, направленного на оценку сформированности умения использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, средний процент выполнения которого по Омской области составил 83 %, по России – 75 %.

11,5 % шестиклассников не справилось с выполнением ВПР
по обществознанию, что почти в 2 раза превышает общероссийский показатель.

Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по русскому языку возникли при выполнении задания № 13 (1) и 14 (2). В задании № 13 (1) оценивался уровень сформированности умения распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы). Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 34 %, по России – 48 %. Задание № 14 (2) направлено на оценку сформированности умения на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Средний процент выполнения данного задания по Омской области и по России составил 39 %. Таким образом, указанные затруднения характерны для обучающихся всей страны. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 1 (К3), направленного на оценку сформированности умения списывать текст, соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы, средний процент выполнения которого по Омской области составил 91 %, по России – 92 %. Также успешно обучающиеся выполнили задание № 2 (К1), оценивавшее сформированность умения проводить морфемный анализ слова, средний процент выполнения которого по Омской области составил 91 %, по России – 87 %. 21,6 % шестиклассников Омской области не справилась с выполнением ВПР по русскому языку, что на 5 % превышает общероссийские показатели.

Таким образом, обучающиеся 6 класса Омской области наиболее успешно справились с выполнением ВПР по географии. При выполнении ВПР по большинству предметов в целом обучающиеся испытывали затруднения, характерные для шестиклассников России в целом

7 класс

 

По результатам всероссийских проверочных работ по предмету русский язык в 7 классе только у 32 % обучающихся сформировано умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения.  Умение анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опознавать предложения осложненной структуры; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении» сформировано у 37 % обучающихся, наилучшим образом у обучающихся сформировано умение соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста
(92 %). Процент обучающихся не справившихся с работой по русскому языку составил 27,1 %.

По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «Биология» в 7 классе наибольшие трудности у обучающихся вызвало задание, направленное на уровень сформированности умения сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения (33 %). Также трудности вызвало задание, направленное на умение раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека; знать и аргументировать основные правила поведения в природе, сформировано у 33 % обучающихся. Наилучшим образом у обучающихся сформировано умение владеть: системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки (78 %). Процент обучающихся, не справившихся с работой по биологии, составил 15,3 %

По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «Математика» в 7 классе только у 10 % обучающихся сформировано умение решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи.  Умение оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения сформировано у 27 % обучающихся. Наилучшим образом у обучающихся сформировано умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений (96 %). Процент обучающихся, не справившихся с работой по математике, составил 10,7 %

По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «География» в 7 классе выявлены основные затруднения в формировании умений: различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран (средний процент выполнения по Омской области составил 16 %, по России – 32 %) и различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе характерных свойств. способность использовать знания о географических законах и закономерностях (средний процент выполнения по Омской области составил 20 %, по России – 43 %). Наиболее успешно обучающиеся справились с заданием, направленным на сформированность умения: создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (средний процент выполнения по Омской области составил 79 %, по России – 58 %).

По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «История» в 7 классе умение использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, о местах важнейших событий сформировано на 16 %. Также у обучающихся возникают проблемы при выполнении задания, оценивающего сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Только у 24 % сформировано данное умение. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания, оценивавшего сформированность умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, данное умение сформировано 71 % обучающихся

11 класс

 

Только у 45 % обучающихся 11 класса по биологии сформировано
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, в то же время средний процент выполнения по стране составил 66 %.

У 22 % 11-классников Омской области сформировано умение понимать основные положения биологических теорий, однако это умение западает по всем регионам страны (21 %). По сравнению со среднероссийскими показателями у обучающихся Омской области лучше сформировано умение понимать сущность биологических процессов (средний процент выполнения задания по Омской области составил 65 %, по России – 85 %).

В 11 классе по физике у 63 % обучающихся Омской области не сформировано умение приводить примеры практического использования физических знаний, в тоже время средний показатель по стране 60 %. Только у каждого пятого выпускника (20 %) сформировано умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования
и охраны окружающей среды, средний процент выполнения задания по России составил 52 %. У 96 % обучающихся сформировано умение понимать физические величины и законы человек (в России таких 11-классников 76 %).

По географии в 11 классе у 90 % обучающихся сформировано умение понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России, среднероссийский показатель – 83 %. У 54 % обучающихся не сформировано умение выделять существенные признаки географических объектов и явлений, по стране 41 %. У российских выпускников западает умение использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов.

Основные затруднения у обучающихся 11 класса при выполнении ВПР
по химии возникли при выполнении заданий № 9, 13. Задание № 9 направлено на оценку сформированности умения определять степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, составлять уравнения реакции изученного типа. Средний процент выполнения данного задания
по Омской области составил 49 %, по России – 54 %. Задание № 13 направлено на оценку сформированности умения объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химических связей, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Средний процент выполнения данного задания по Омской области
и по России составил 37 %. Таким образом, затруднения, возникшие
у обучающихся из Омской области, характерны для обучающихся страны
в целом. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 4, оценивавшего умение определять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи, зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов, средний процент выполнения которого по Омской области и России составил 96 %.

Основные затруднения у обучающихся 11 класса при выполнении ВПР
по истории возникли при выполнении заданий № 10 (К2), 12. Задание № 10 направлено на оценку сформированности умения различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностх исторического процесса. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 39 %, по России – 37 %. Задание № 12 оценивало умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 34 %, по России – 52 %. Данные задания являются наиболее проблемными
для 11-классников не только Омской о


Создать бесплатный сайт с uCoz