ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ
результатов Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в 2019 году
на территории Омской области (в разрезе классов и предметов)
В 2019 году в ВПР приняли участие 83,8 тыс. обучающихся
из 679 образовательных организаций, расположенных на территории Омской области (далее – ОО), что составило 39,3 % от общего количества. По сравнению с 2018 годом доля обучающихся, поучаствовавших в ВПР, увеличилась на 10 %.
На территории Омской области в ВПР принимали участие
все общеобразовательные организации (далее – ОО), в которых есть учащиеся
4-х, 5-х и 6-х классов. Для обучающихся 7 классов ВПР проводились в режиме апробации. Решение об участии в ВПР в 11-х классах (перечень предметов, количество и состав участников) принимала ОО. В соответствии с Планом действий, направленным на улучшение состояния обучения биологии, химии
в общем образовании, на 2018 – 2020 годы, участие в ВПР по биологии и химии обязательным для всех организаций.
Класс |
Анализ результатов ВПР в разрезе предметов |
4 класс |
Основные затруднения у обучающихся 4 класса при выполнении ВПР Задание № 12 – направлено на оценку умения владеть основами логического и алгоритмического мышления (решать задачи в 3-4 действия), средний процент выполнения этого задания по Омской области составил 19 %, по России – 20 %. Наиболее успешно обучающиеся 4 класса справились с выполнением задания № 1, оценивавшем сформированность умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Средний процент выполнения данного задания в Омской области составил 94 %, в России – 95 %. 3,5 % обучающихся 4 класса Омской области не справилось с выполнением ВПР по математике, что на 1,1 % превышает общероссийский показатель. Таким образом, можно сделать вывод, что результаты выполнения ВПР по математике в 4 классах в Омской области находятся на уровне, близком к общероссийским показателям. Основные затруднения у обучающихся 4 класса при выполнении ВПР по окружающему миру возникли при выполнении заданий Задание № 6 (2) Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака. Процент выполнения данного задания в Омской области составил 46 %, по России – 48 %. Задание № 10(2) – направлено на оценку сформированности основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края. Средний процент выполнения данного задания составил по Омской области составил 47 %, по России – 49 %. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 1, направленного на оценку сформированности умения владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использовать различных способов анализа, передачи информации 1,2 % обучающихся 4 класса Омской области не справилось с выполнением ВПР по окружающему миру. Таким образом, можно сделать вывод, что результаты выполнения ВПР по окружающему миру в 4 классах в Омской области на уровне, близком к общероссийским показателям. Основные затруднения у обучающихся 4 класса при выполнении ВПР |
5 класс
|
У половины обучающихся 5 класса (52 %) по русскому языку не сформировано умение «Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий». Также у большинства (52 %) обучающихся не сформировано умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия. По остальным планируемым результатам сохраняется тенденция общероссийских показателей. Каждый 5 обучающийся Омской области не справился с работой (19,5 %), по стране доля таких обучающихся ниже (13,5 %). По математике в 5 классе у 48 % не сформировано умение использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий. У 70 % обучающихся не сформировано умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, однако это затруднение не только обучающихся Омской области, но и 58 % пятиклассников по всей России. С математикой 5 класса не справилось 15,2 % обучающихся региона, по стране – 11,6 %. По биологии в 5 классе у 88 % обучающихся сформировано умение формировать первоначальные систематизированные представления У половины обучающихся 5 класса по истории не сформировано умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации не сформировано у 71 % обучающихся, данная тенденция прослежена по стране, но значение показателя выше на 14 %. Обучающиеся Омской области успешнее работают с изобразительными историческими источниками, понимают и интерпретируют содержащуюся в них информацию, чем обучающие в других регионах (Омская область – 77 %, по стране 60 %). С историей в 5 классе не справилось 7,6 % обучающихся региона, по стране – 7,9 % |
6 класс
|
Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по биологии возникли при выполнении заданий № 4 (2) и 8 (3). Задание № 4 (2) направлено на оценку сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 20 %, по России – 58 %. Таким образом, данное затруднение характерно только для Омской области и его нельзя отнести к разряду общероссийских. Задание № 8 (3) – направлено на оценку сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы. Средний процент выполнения задания по Омской области составил 23 %, по России – 25 %. Наиболее успешно обучающиеся 6 класса справились с выполнением задания № 7 на оценку сформированности умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; приобретение опыта использования методов биологической науки Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по истории возникли при выполнении заданий № 6 (2) и 7. Задание № 6(2) – направлено на оценку сформированности умения использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 29 %, по России – 34 %. Задание № 7 – направлено на оценку сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 28 %, по России – 32 %. Таким образом, затруднения, возникшие у обучающихся Омской области, являются характерными для обучающихся страны. Наиболее успешно обучающиеся 6 класса справились с выполнением задания № 8, оценивавшим умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности. Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 86 %, по России – 87 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся Омской области испытывали те же затруднения, что и обучающиеся страны. 13,6 % шестиклассников Омской области не справилось с выполнением ВПР по истории, что в полтора раза превышает общероссийские показатели. Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по обществознанию возникли при выполнении задания № 6 (1 и 2). Задание № 6 11,5 % шестиклассников не справилось с выполнением ВПР Основные затруднения у обучающихся 6 класса при выполнении ВПР по русскому языку возникли при выполнении задания № 13 (1) и 14 (2). В задании № 13 (1) оценивался уровень сформированности умения распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы). Средний процент выполнения данного задания по Омской области составил 34 %, по России – 48 %. Задание № 14 (2) направлено на оценку сформированности умения на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Средний процент выполнения данного задания по Омской области и по России составил 39 %. Таким образом, указанные затруднения характерны для обучающихся всей страны. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания № 1 (К3), направленного на оценку сформированности умения списывать текст, соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы, средний процент выполнения которого по Омской области составил 91 %, по России – 92 %. Также успешно обучающиеся выполнили задание № 2 (К1), оценивавшее сформированность умения проводить морфемный анализ слова, средний процент выполнения которого по Омской области составил 91 %, по России – 87 %. 21,6 % шестиклассников Омской области не справилась с выполнением ВПР по русскому языку, что на 5 % превышает общероссийские показатели. Таким образом, обучающиеся 6 класса Омской области наиболее успешно справились с выполнением ВПР по географии. При выполнении ВПР по большинству предметов в целом обучающиеся испытывали затруднения, характерные для шестиклассников России в целом |
7 класс
|
По результатам всероссийских проверочных работ по предмету русский язык в 7 классе только у 32 % обучающихся сформировано умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения. Умение анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опознавать предложения осложненной структуры; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении» сформировано у 37 % обучающихся, наилучшим образом у обучающихся сформировано умение соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «Биология» в 7 классе наибольшие трудности у обучающихся вызвало задание, направленное на уровень сформированности умения сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения (33 %). Также трудности вызвало задание, направленное на умение раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека; знать и аргументировать основные правила поведения в природе, сформировано у 33 % обучающихся. Наилучшим образом у обучающихся сформировано умение владеть: системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки (78 %). Процент обучающихся, не справившихся с работой по биологии, составил 15,3 % По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «Математика» в 7 классе только у 10 % обучающихся сформировано умение решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи. Умение оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения сформировано у 27 % обучающихся. Наилучшим образом у обучающихся сформировано умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений (96 %). Процент обучающихся, не справившихся с работой по математике, составил 10,7 % По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «География» в 7 классе выявлены основные затруднения в формировании умений: различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран (средний процент выполнения по Омской области составил 16 %, по России – 32 %) и различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе характерных свойств. способность использовать знания о географических законах и закономерностях (средний процент выполнения по Омской области составил 20 %, по России – 43 %). Наиболее успешно обучающиеся справились с заданием, направленным на сформированность умения: создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (средний процент выполнения по Омской области составил 79 %, по России – 58 %). По результатам всероссийских проверочных работ по предмету «История» в 7 классе умение использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, о местах важнейших событий сформировано на 16 %. Также у обучающихся возникают проблемы при выполнении задания, оценивающего сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Только у 24 % сформировано данное умение. Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением задания, оценивавшего сформированность умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, данное умение сформировано 71 % обучающихся |
11 класс
|
Только у 45 % обучающихся 11 класса по биологии сформировано У 22 % 11-классников Омской области сформировано умение понимать основные положения биологических теорий, однако это умение западает по всем регионам страны (21 %). По сравнению со среднероссийскими показателями у обучающихся Омской области лучше сформировано умение понимать сущность биологических процессов (средний процент выполнения задания по Омской области составил 65 %, по России – 85 %). В 11 классе по физике у 63 % обучающихся Омской области не сформировано умение приводить примеры практического использования физических знаний, в тоже время средний показатель по стране 60 %. Только у каждого пятого выпускника (20 %) сформировано умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования По географии в 11 классе у 90 % обучающихся сформировано умение понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России, среднероссийский показатель – 83 %. У 54 % обучающихся не сформировано умение выделять существенные признаки географических объектов и явлений, по стране 41 %. У российских выпускников западает умение использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Основные затруднения у обучающихся 11 класса при выполнении ВПР Основные затруднения у обучающихся 11 класса при выполнении ВПР |